Меню
Автор:
Астанков Роман Алексеевич
мобильные средства
носимые средства
МСОН
Об оповещении населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах
8 мин
Создание муниципальных систем оповещения населения процесс, сложно поддающийся типологии и систематизации. Ситуация еще больше усложняется, когда речь заходит об оповещении населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Об одном из путей решения проблемы — в статье.
При создании систем оповещения населения попытки применения готовых методик часто приводят к необходимости существенной доработки полученных результатов. Процесс проектирования, в большинстве случаев, позволяет использовать шаблонные решения, лишь в случаях построения систем оповещения типовых объектов. При проектировании и построении муниципальных систем оповещения  – всегда применяются индивидуальные решения, учитывающие структуру, административные границы, и топографические особенности территории, на которой расположено муниципальное образование. Часто, до восьмидесяти, а порой и более процентов населения сосредоточено в административном центре муниципального образования. Наличие высокой концентрации населения является стимулирующим фактором, как для развития сетей ресурсоснабжающих организаций: сетей электроснабжения, операторов связи, так и для приоритетного развития стационарно устанавливаемых технических средств оповещения населения. Действительно, с целью наиболее высокого темпа роста охвата населения  стационарные ТСО устанавливаются в первую очередь в населенных пунктах муниципального образования с наибольшей плотностью населения. В то время как населенные пункты с малой численностью, зачастую находящиеся на удалении от административного центра, оснащаются техническими средствами оповещения в последнюю очередь. Причем, попадание в один из последних этапов создания муниципальной системы оповещения еще не самый худший случай. Зачастую, достигнув уровня охвата населения более 75%, что перестает быть препятствием к получению оценки муниципальной системы оповещения как, готова к выполнению задач по предназначению, развитие в секторе увеличения охвата населения останавливается, финансовые и временные ресурсы перераспределяются в пользу создания запасов и резервов технических средств оповещения. Не последнюю роль здесь играет, не столько достижение показателя по охвату населения в 75%, сколько убеждение, что оповещение населения может быть достигнуто исключительно с использованием стационарно установленных средств оповещения населения. Это убеждение не позволяет объективно оценить затраты на оповещение населения в удаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Тем не менее, помимо стационарно устанавливаемых технических средств оповещения нормативной документацией предусмотрена возможность использования носимых и мобильных средств оповещения, а также громкоговорящих средств на подвижных объектах.

Для определения задач, которые сможет решить применение мобильных и носимых технических средств оповещения следуют выделить и классифицировать препятствия, влияющие на размещение стационарных технических средств оповещения населения в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Одной из основных проблем является отсутствие или малая доступность каналов связи, для подключения ТСО к пультам управления муниципальной системы оповещения. Использование беспроводных каналов связи  решает проблему лишь от части. Влияние погодных условий, режимов ограничения использования радиосвязи, а также низкая доступность инфраструктуры радиосвязи в отдаленных районах не могут гарантировать доведение сигналов оповещения до населения в автоматизированном режиме.
Второй проблемой является сложность в размещении и последующем обеспечении сохранности стационарно установленных технических средств оповещения населения. А сложности в организации последующего эксплуатационно-технического обслуживания лишь усугубляют ситуацию. Сложности с доступом в отдаленные населенные пункты и невысокая численность специалистов, в большинстве случаев, не позволяют на месте организовать, не только оперативный ремонт оборудования, вышедшего их строя, но и банальную диагностику состояния системы.
Подключение к сетям электроснабжения и обеспечение бесперебойной подачи электроэнергии также попадает в копилку проблем установки стационарных средств оповещения населения в труднодоступных населенных пунктах.
В дополнение к вышеперечисленным техническим и организационным ограничениям добавляются еще и проблемы финансирования построения МСО в труднодоступных районах. В данном сегменте носимые и мобильные средства оповещения в перечете на население, оповещение которого можно осуществить с их применением, с большим отрывом выигрывают у стационарно устанавливаемых средств оповещения.

Итак, основными ограничениями для установки стационарных ТСО в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах выступают:
- отсутствие каналов связи;
- сложность в размещении ТСО;
- обеспечение сохранности ТСО;
- сложность при выполнении ЭТО;
- невозможность оперативного восстановления;
- проблема с диагностированием на местном уровне;
- проблема с подключением и качеством электропитания;
- высокая удельная стоимость оповещения на человека.

Последовательно разберем какие из вышеперечисленных препятствий возможно преодолеть с применением носимых и мобильных средств оповещения. Ранее, в статье  упоминалось о тенденции к интегрированию функций мобильных средств оповещения с носимыми с образованием условно нового вида – гибридных средств оповещения, позволяющих их использование как наносимых, так и мобильных, а в отдельных случаях и стационарно устанавливаемых, например, в районах ликвидации последствий ЧС или организации поисковых операций. В дальнейшем разборе методов преодоления препятствий будем руководствоваться свойствами, присущими гидридным средствам оповещения, однако будем придерживаться терминологии в соответствии с ГОСТ Р 42.3.01-2021 и именовать их носимыми и/или мобильными, подразумевая использование носимых, мобильных или гибридных средств оповещения населения применительно к условиям и ситуациям их использования .
Отсутствие или низкая доступность каналов связи
Отсутствие или низкая доступность каналов связи
Современные стационарные средства оповещения в рамках проприетарных протоколов и с применением универсального протокола информационного обмена, предусмотренного ГОСТ Р 42.305−2023 предполагают передачу достаточно большого количества команд и квитанций, а при применении высокого качества кодирования речи, еще и высокого информационного потока при оповещении населения. В большом количестве удаленных населенных пунктов обеспечение каналов с большой пропускной способностью и низкой устойчивостью функционирования может быть заменено использованием мобильных средств оповещения, не зависящих от качества и устойчивости канала. Использование заранее заготовленных сообщений у оператора мобильного средства оповещения и разработанных маршрутов оповещения позволяет снизить информационный поток от пункта управления МСО к оконечному (в нашем случае мобильному) средству оповещения до одной команды, характеризующей сообщение, которое должен транслировать оператор мобильного средства оповещения. Таким образом решается проблема неустойчивых каналов связи.
Размещение технических средств оповещения и обеспечение их сохранности
Размещение технических средств оповещения и обеспечение их сохранности
Ввиду компактных размеров и невысоких показателей по массе мобильных средств оповещения, места их размещения и хранения могут быть определены с гораздо меньшим количеством проблем, по сравнению и организацией размещения стационарно устанавливаемых средств оповещения населения. Зачастую, размещение мобильных ТСО производится в непосредственной близости или помещении нахождения оператора мобильного ТСО, что не требует выделения отдельных территорий или помещений для хранения.
Обслуживание мобильных ТСО, диагностирование неисправности, восстановление
Обслуживание мобильных ТСО, диагностирование неисправности, восстановление
Ввиду простоты и однозначности конструкции мобильного технического средства оповещения, работы по его эксплуатационно-техническому обслуживанию сводятся к простым однозначным операциям, не требующим от лица, выполняющего ЭТО специальных знаний и навыков. При пошаговом выполнении этапов, приведенных в руководстве по эксплуатации, выполнение операций по обслуживанию и диагностике работоспособности позволит выполнить необходимые процедуры силами оператора мобильного ТСО. При диагностировании неисправности мобильного ТСО явным преимуществом будет возможность доставки ТСО к месту проведения ремонта, а не наоборот, как для стационарно установленных ТСО, когда для ремонта и демонтажа требуется выезд сервисных инженеров.
Вопросы подключения к сети электроснабжения
Вопросы подключения к сети электроснабжения
Наличие встроенной аккумуляторной батареи в составе мобильного средства оповещения снижается зависимость от качества электроснабжения на оповещаемой территории. В случае ограничения подведенной к объекту размещения ТСО мощности электропитания, зарядку аккумуляторных батарей мобильного ТСО можно осуществлять в часы наименьшей нагрузки или во время пониженной тарификации электроэнергии. А при длительном отсутствии электроснабжения — от генератора транспортного средства, на котором предполагается размещения мобильного средства оповещения населения.
Выводы и преимущества использования мобильных средств оповещения
Выводы и преимущества использования мобильных средств оповещения
Удельная стоимость капитальных вложений на приобретение и использование мобильных средств оповещения в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах в отношении мобильных средств оповещения ниже, по сравнению со стационарно устанавливаемыми в 2−4 раза, в зависимости от удаленности и доступности доставки материалов для установки стационарных средств оповещения. Если принимать во внимание существенно более простое обслуживание и ремонт мобильных средств оповещения, по сравнению со стационарными, экономическая выгода от использования таких средств становится еще более явной. Отсутствие зависимости от мест размещения, электропитания, обеспечение сохранности, а также возможность использования мобильных средств оповещения при проведении поисковых операций и иных мероприятий, существенно повышают целесообразность приобретения носимых и мобильных средств оповещения на более ранних этапах построения муниципальных систем оповещения населения.