При создании систем оповещения населения попытки применения готовых методик часто приводят к необходимости существенной доработки полученных результатов. Процесс проектирования, в большинстве случаев, позволяет использовать шаблонные решения, лишь в случаях построения систем оповещения типовых объектов.
При проектировании и построении муниципальных систем оповещения – всегда применяются индивидуальные решения, учитывающие структуру, административные границы, и топографические особенности территории, на которой расположено муниципальное образование. Часто, до восьмидесяти, а порой и более процентов населения сосредоточено в административном центре муниципального образования. Наличие высокой концентрации населения является стимулирующим фактором, как для развития сетей ресурсоснабжающих организаций: сетей электроснабжения, операторов связи, так и для приоритетного развития стационарно устанавливаемых технических средств оповещения населения. Действительно, с целью наиболее
высокого темпа роста охвата населения стационарные ТСО устанавливаются в первую очередь в населенных пунктах муниципального образования с наибольшей плотностью населения. В то время как населенные пункты с малой численностью, зачастую находящиеся на удалении от административного центра, оснащаются техническими средствами оповещения в последнюю очередь. Причем, попадание в один из последних этапов создания муниципальной системы оповещения еще не самый худший случай. Зачастую, достигнув уровня охвата населения более 75%, что перестает быть препятствием к получению оценки муниципальной системы оповещения как,
готова к выполнению задач по предназначению, развитие в секторе увеличения охвата населения останавливается, финансовые и временные ресурсы перераспределяются в пользу создания запасов и резервов технических средств оповещения. Не последнюю роль здесь играет, не столько достижение показателя по охвату населения в 75%, сколько убеждение, что оповещение населения может быть достигнуто исключительно с использованием стационарно установленных средств оповещения населения. Это убеждение не позволяет объективно оценить затраты на оповещение населения в удаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Тем не менее, помимо стационарно устанавливаемых технических средств оповещения нормативной документацией предусмотрена
возможность использования носимых и мобильных средств оповещения, а также громкоговорящих средств на подвижных объектах.
Для определения задач, которые сможет решить применение мобильных и носимых технических средств оповещения следуют выделить и классифицировать препятствия, влияющие на размещение стационарных технических средств оповещения населения в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Одной из основных проблем является отсутствие или малая доступность каналов связи, для подключения ТСО к пультам управления муниципальной системы оповещения. Использование
беспроводных каналов связи решает проблему лишь от части. Влияние погодных условий, режимов ограничения использования радиосвязи, а также низкая доступность инфраструктуры радиосвязи в отдаленных районах не могут гарантировать доведение сигналов оповещения до населения в автоматизированном режиме.
Второй проблемой является сложность в размещении и последующем
обеспечении сохранности стационарно установленных технических средств оповещения населения. А сложности в организации последующего эксплуатационно-технического обслуживания лишь усугубляют ситуацию. Сложности с доступом в отдаленные населенные пункты и невысокая численность специалистов, в большинстве случаев, не позволяют на месте организовать, не только оперативный ремонт оборудования, вышедшего их строя, но и банальную диагностику состояния системы.
Подключение к сетям электроснабжения и обеспечение бесперебойной подачи электроэнергии также попадает в копилку проблем установки стационарных средств оповещения населения в труднодоступных населенных пунктах.
В дополнение к вышеперечисленным техническим и организационным ограничениям добавляются еще и проблемы финансирования построения МСО в труднодоступных районах. В данном сегменте носимые и мобильные средства оповещения в перечете на население, оповещение которого можно осуществить с их применением, с большим отрывом выигрывают у стационарно устанавливаемых средств оповещения.
Итак, основными ограничениями для установки стационарных ТСО в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах выступают:
- отсутствие каналов связи;
- сложность в размещении ТСО;
- обеспечение сохранности ТСО;
- сложность при выполнении ЭТО;
- невозможность оперативного восстановления;
- проблема с диагностированием на местном уровне;
- проблема с подключением и качеством электропитания;
- высокая удельная стоимость оповещения на человека.
Последовательно разберем какие из вышеперечисленных препятствий возможно преодолеть с применением носимых и мобильных средств оповещения. Ранее,
в статье упоминалось о тенденции к интегрированию функций мобильных средств оповещения с носимыми с образованием условно нового вида – гибридных средств оповещения, позволяющих их использование как наносимых, так и мобильных, а в отдельных случаях и стационарно устанавливаемых, например, в районах ликвидации последствий ЧС или организации поисковых операций. В дальнейшем разборе методов преодоления препятствий будем руководствоваться свойствами, присущими гидридным средствам оповещения, однако будем придерживаться терминологии в соответствии с ГОСТ Р 42.3.01-2021 и именовать их носимыми и/или мобильными, подразумевая использование носимых,
мобильных или гибридных средств оповещения населения применительно к условиям и ситуациям их использования .