Использование носимых и мобильных средств оповещения населения предполагает для каждого из них свою, наиболее соответствующую, сферу применения. Носимые — подразумевают компактность, небольшую массу, простоту использования и относительно невысокую стоимость. Вместе с тем, носимые средства оповещения, в большинстве своем, серьезно ограничены в количестве функций: в мощности и, как следствие, звуковом давлении, а также в возможности масштабирования.
Мобильные средства, напротив, редко встречаются с мощностью менее 100, а то и 200 Вт, при этом могут обеспечивать трансляцию сигнала «Внимание всем!» на расстоянии, и пятьсот, и тысячу, и полторы тысячи метров, однако тесно привязаны к транспортному средству, на которое они установлены. Само же транспортное средство, редко когда используется для оповещения населенных пунктов с малой численностью людей, а про труднодоступные населённые пункты, где навигация проходит лишь летом по воде, а зимой по зимнику, в большинстве своем, и вспоминать не приходится.
Встает резонный вопрос, каким образом обеспечить большой охват территории без стационарных средств оповещения, которую требуется оповестить? Очевидным предложением станет использование большего количества носимых средств оповещения или мобильной мощной установки. Но в первом случае, решение потребует большого количество операторов, использующих носимые средства оповещения, а во втором — возникают вышеописанные сложности транспортной доступностью.
Упомянутые выше случаи, хоть и встречаются достаточно часто, но не являются повсеместными. Гораздо чаще встречается ситуация, при которой выделить автомобиль для размещения на нем мобильного средства оповещения, с изменением типа транспортного средства, просто не представляется возможным. Решение, лежащее на поверхности — связано с использованием быстросъемных (и, разумеется быстроразвертываемых) мобильных средств оповещения (о таком необходимом качестве мобильных средств оповещения акцентировали внимание
в предыдущей статье). Несомненно, ситуация, когда практически любой автомобиль, в исправном техническом состоянии, в течение 1−2 минут может быть конвертирован в носителя мобильного средства оповещения, качественно меняет подход к использованию таких средств для оповещения населения. Но что делать в ситуации, когда транспортное средство, в силу качества дорог, не смогло следовать маршруту оповещения? А что делать если транспортное средство в процессе движения по маршруту сломалось? Очевидно, что мобильное средство оповещения, имеющее возможность быстрого монтажа, можно оперативно переставить на подоспевшую замену (ситуацию с транспортом, на котором мобильное средство смонтировано стационарно на автомобиле, в этом случае даже рассматривать не приходится). А что делать в случае, если подменного транспорта нет? Или дорога по маршруту оповещения доступна только для пешего преодоления?
Вот в этот момент, ярче всего проявляет себя способность мобильного средства оповещения не только быстро демонтироваться с носителя, но и работать автономно от него. На первый взгляд, это может показаться нереалистичным, ведь в большинстве случаев мобильные технические средства оповещения тесно связаны с системой электропитания автомобиля и, в отличие от носимых средств оповещения, в отрыве от транспортных средств часто бывают бесполезны.
Ограничения в применении классических мобильных средств оповещения не заканчивается на описанных выше примерах, но проявляет необходимость повышения надежности доведения информации оповещения до населения, с применением носимых и мобильных средств оповещения.
Оптимальным решением большинства проблем становится наделение мобильных средств оповещения новыми качествами, позволяющими им работать в условиях неблагоприятных событий. Такие мобильные средства оповещения уже сложно отнести к классическим, они функционально их превосходят, проявляя себя одновременно в нескольких свойствах, как комбинация мобильных и носимых средств оповещения в одном устройстве. Применение таких средств оповещения, обладающих одновременно легкостью и автономностью носимых средств оповещения, мощностью и масштабируемостью мобильных средств оповещения, позволяют решать задачи всего спектра нестационарных средств оповещения.
Вместе с тем, ГОСТ Р 42.3.01−2021 такой, комбинированный тип средств оповещения населения не предусмотрен. Тем не менее, это не мешает наделять дополнительными качествами и функциями средства оповещения, не нарушая классификацию, предусмотренную нормативной документацией.
Таким образом, мобильное средство оповещения, обладающее автономностью по питанию (не менее двух часов, с возможностью расширения, сверх указанного времени, до 6 часов), небольшой массой, доступной для длительной переноски одним человеком, большой мощностью и, как следствие, высоким уровнем звукового давления, со значительным охватом территории стирает границу между носимыми и мобильными средствами оповещения формируя новый класс средств оповещения — гибридный, соответствующий требованиям к обоим видам средств оповещения.
При наличии у такого средства оповещения возможности каскадного включения нескольких громкоговорителей, и сборки его в линейный массив, существенно расширяется спектр применения, как на транспорте, так и при оперативном развертывании на месте возникновения ЧС. А возможность подключения в качестве источника питания генератора — делает длительность работы такого комплекса практически неограниченной. Следует учесть, что работа в каскаде требует от оборудования обязательной возможности синфазного включения и минимальной (и одинаковой для каждого каскада) задержки в обработке сигнала.
Применение быстроразвертываемых комплексов из мобильных (гибридных) средств оповещения в зоне возникновения или угрозы возникновения ЧС, в зоне проведения поисковых операции, и оснащения комплексов средствами дистанционного управления и подачи сигналов оповещения еще больше расширяет сферу их применения. При этом, для оповещения населения, не задействуется автотранспортное средство на время сеанса оповещения.
Однако, у каждого решения есть и обратная сторона. В данном случае, при производстве гибридных систем оповещения, приходится учитывать более широкий спектр требований, предъявляемый и к носимым, и к мобильным средствам оповещения. При решении задачи «в лоб» эта универсальность снижает удобство применения каждого из них. Поиск решения, сохраняющего баланс между функциональностью и эргономикой, требует большого количества исследований, тестов и испытаний, что, несомненно находит свое отражение в стоимости производства устройства. Снижение стоимости производства, с применением передовых технологий, позволило уже сейчас представить на рынке систем оповещения мобильные средства оповещения с гибридной функциональностью, по стоимости, сравнимой, а зачастую ниже, стоимости простых мобильных средств оповещения. Спектр их применения в качестве не только мобильных, но и носимых и быстроразвертываемых квазистационных средств оповещения в местах быстроразвивающихся ЧС просто не имеет аналогов.
Очевидным является факт, что использование стационарных средств оповещения, входящих в состав резервных средств оповещения, не позволит в силу своих конструктивных особенностей быстро развернуть их в местах возникновения ЧС или при выходе из строя ранее установленных стационарных ТСО. Это значит, что альтернативы гибридным средствам оповещения в этой сфере попросту нет. И это, совершенно точно, является предпосылками к возникновению нового класса оборудования систем оповещения, заменяющего и мобильные и носимые средства оповещения.