Меню
Исакович Евгений Эрнестович
Автор:
МСО
полярный круг
11 мин
Обслуживание систем оповещения населения в условиях крайнего севера
Основные приёмы при решении проблем эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения за полярным кругом
РАСЦО
крайний север
Окончание монтажных работ систем оповещения - это начало ее обслуживания
Окончание монтажных работ систем оповещения - это начало ее обслуживания
Как часто бывает окончание одного большого дела является началом другого не менее большого. Так и с системами оповещения - завершение процесса построения системы оповещения становится началом процесса ее эксплуатационно-технического обслуживания. Эта статья начинала писаться еще до того, как в конце июля 2020 года увидел свет совместный приказ МЧС и Министерства цифрового развития утвердившего новое Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, вступившего в силу с 1 января 2021 года и если не перевернувшее, то как минимум поставившего на бок устоявшиеся процессы по эксплуатационно-техническому обслуживанию. Но аналитика изменений уже отражалась в Инфострате и нет смысла ее повторять. Суть же этой статьи - отражение особенностей эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения в условиях крайнего севера.

Немногим ранее публиковал статью об особенностях монтажа систем оповещения за полярным кругом. Большинство очевидных и не самых явных проблем отражено в ней. Все, без исключения проблемы, встречающиеся при монтаже также проявляются в той или иной степени при обслуживании. Однако, ввиду иной специфики проведения работ какие-то имеют более выраженный характер, а какие-то менее выраженный.
Основные отличия выполнение монтажных работ и эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
Основные отличия выполнение монтажных работ и эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
Но прежде всего необходимо обозначить основные различия в подходе к монтажу систем оповещения и их эксплуатационно-техническому обслуживанию как со стороны организации работ, так и со стороны персонала и его оснащения. Одно из основных убеждений состоит в том, что обслуживать ранее смонтированное оборудование должен тот же самый человек, который его монтировал или та же организация, что осуществляла построение системы оповещения населения. Спешу развеять этот миф - нет, это неверно и вот почему… Давайте разберемся, при монтаже систем оповещения, как правило используется труд большого числа специалистов, здесь и монтажники, и механики, и инженеры-наладчики, и высотники, стропальщики, крановщики, логисты, водители - и это еще не все. В монтаже систем оповещения населения занято гораздо большее количество специалистов отдельных профессий только потому, что объем работы по монтажу системы оповещения гораздо больше объема работ по ее обслуживанию. И это не зависит от региона и на крайнем севере и в центральной полосе. Однако, перечень работ, выполняемый при эксплуатационно-техническом обслуживании не ограничивается регламентными работами по ТО, а ещё и мелкий аварийно-восстановительный ремонт, планово-предупредительный ремонт, инструктаж персонала, использующего систему оповещения и ряд других существенных обязанностей. Таким образом, подготовка персонала, осуществляющего обслуживание должна охватывать значительно больший спектр компетенций.
Второй особенностью эксплуатационно-технического обслуживания является значительно меньшее время нахождения на объекте по сравнению с процессом монтажа системы оповещения. Высвободившееся время расходуется на перемещение между объектами. То есть, если в совокупной сумме временных затрат на монтаж системы оповещения транспортная составляющая находится в диапазоне 0,5% - 9%, то при выполнении эксплуатационно-технического обслуживания она, часто переваливает за половину и, в отдельных случаях может достигать 80%. В условиях крайнего севера с учетом низкой плотности автодорог эти показатели могут ещё более усугубляться.

Особенность первая - транспортная логистика
Особенность первая - транспортная логистика
Отсюда следует первая особенность обслуживания систем оповещения населения за полярным кругом - транспортная логистика. То есть одним из важнейших факторов является составление маршрутов, учитывающих сезонность работы дорог, климатические условия, тип транспортных средств, а также запасы топлива и возможности их пополнения по мере продвижения по маршруту. Сюда же необходимо отнести и места ночлега для персонала, так как зачастую обслуживание одной точки оповещения или время нахождения на маршруте превышает одни, двое, трое и более суток.
Вторая особенность - комплектование ЗИП
Вторая особенность - комплектование ЗИП
Работа систем оповещения населения, как и любых технически сложных систем подвержена сбоям, авариям, поломкам с выходом из строя как незначительных элементов, легко поддающимся восстановлению или замене на объекте, так и поломке модулей или узлов, ремонт которых возможен лишь в условиях заводов-изготовителей.
Для оперативного восстановления работоспособности предусмотрено комплектование ЗИП, однако с учётом высокой территориальной распределенности объектов места хранения групповых комплектов ЗИП могут находиться на значительном удалении от мест их применения. С учётом особенности транспортной логистики целесообразно предусмотреть несколько мест хранения групповых ЗИП по территориальному принципу. Однако, даже применение данного способа может потребовать дополнительных затрат не только на увеличившееся количество мест хранения, но и для дополнительное доукомплектование экипажей, обслуживающих системы оповещения мобильным комплектом ЗИП-Г. Именно такие затраты, связанные с приобретение большего, чем необходимо комплекта ЗИП зачастую не позволяют вывести данную услугу на приемлемый уровень рентабельности в первый год.

Время аварийно-восстановительного ремонта - третье ограничение в эксплуатации систем оповещения
Время аварийно-восстановительного ремонта - третье ограничение в эксплуатации систем оповещения
Третья особенность это время, точнее временные рамки в течение которых работа по восстановлению системы оповещения должна быть произведена. Поясню: в большинстве случаев срок выполнения монтажных работ имеет какой-либо запас по времени, даже если это не так, то общий срок выполнения работ можно сократить увеличив численность или квалификацию команды. При эксплуатационно-техническом обслуживании такая возможность отсутствует. Если сотрудник, ответственный за обслуживание объекта добирался на удалённый объекта, скажем 5 часов, он понимает, что плановое обслуживание ТО-1 занимает 2 часа и возвращение на базу займёт ещё 5 часов (при сменной работе), то любое отклонение параметров системы оповещения или поломка ее узлов выявленное при проведении эксплуатационно-технического обслуживания должна устраняться в отведённое время. Треть успеха своевременного восстановления работоспособности составляет наличие ЗИП на объекте или в комплекте инженера, вторая треть - чёткие технологические карты, переданные производителем или разработанные обслуживающей организацией и трать - квалификация персонала. Именно обучение и тренировка персонала помогает безошибочно и своевременно выполнять работы.
Наличие сформированного канала связи - преимущество действующей системы оповещения
Наличие сформированного канала связи - преимущество действующей системы оповещения
Положительным моментом при обслуживании действующих систем является оснащённость их каналами связи. Если при монтаже, зачастую, обеспеченность, каналами связи низкая, а в условиях заполярья и сотовые сети имеют не такое качество покрытия как в средней полосе, то при обслуживании ситуация уже лучше. Часто при организации канала связи для оконечных средств оповещения в одном потоке организуется ещё несколько каналов. Также отдельные модели средств оповещения позволяют осуществлять двусторонний обмен буквенно-цифровыми сообщениями, а также вести речевой обмен. Это позволяет в случае необходимости передачи какой-либо служебной информации удовлетворить эту необходимость.
Обеспечение сохранности и действия при хищении средств оповещения
Обеспечение сохранности и действия при хищении средств оповещения
Последний вопрос не столь положителен как ситуация с каналами связи. С сожалением надо констатировать, что существуют и хищения. Это не какая-то особенность, привязанная к региону, нет. Я лишь хочу отметить, что восстановление похищенного элемента системы оповещения населения в мегаполисе по затратам на восстановление в разы меньше, чем в труднодоступных местах. Мы уже касались вопроса защиты от кражи при описании монтажных работ и смысла повторяться нет. Но вот что надо запомнить при оценке потенциальных временных потерь - это оформление хищения через органы МВД. Зачастую, чтобы в малонаселённой местности найти опорный пункт или как минимум участкового надо потерять ни один день. Поэтому заранее необходимо составлять и поддерживать в актуальном состоянии списки участковых с адресами и телефонами, а также обучить персонал чётким инструкциям о порядке действий в случае, если они застали оборудование не полностью в укомплектованном виде.

Наряду со всеми сложностями, возникающими в работе за полярным кругом не перестаёшь удивляться насколько красива и разнообразна природа России.