Основной вопрос при построении муниципальных систем оповещения — какие элементы МСО должны быть построены в первую очередь. Здесь стоит отдельно остановиться на основных элементах муниципальных систем оповещения. Рассматривать их стоит не столько с точки зрения терминологии, определённой ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования», сколько с функциональной точки зрения. Узлы эти, в свою очередь подчинены классификации не только по функциональному признаку, но и по месту размещения. Именно поэтому термины, применяемые в этой статье, будут отличаться от общепринятой терминологии средств оповещения, но при описании конкретных операций будем использовать стандартизованные определения.
Укрупненно, муниципальную систему оповещения можно разделить на: Командный комплекс, оконечные стационарные посты оповещения, мобильные средства оповещения, систему оповещения должностных лиц. Необходимо также помнить о резервных средствах оповещения, включающих в себя резервы и ЗИП.
Командный комплекс представлен автоматизированным рабочим местом оповещения или аппаратным пультом управления. В случае, если протоколы информационного обмена вышестоящего, регионального, уровня и уровня муниципальной системы оповещения различны, то в состав командного комплекса включаются
устройства сопряжения. Для оповещения должностных лиц в состав командного комплекса включен телекоммуникационный сервер, обеспечивающий оповещение должностных лиц по коммутируемым телефонным линиям или путем рассылки коротких текстовых сообщений. Часто телекоммуникационный сервер конструктивно объединен с
АРМ, используя одно и то же аппаратное и программное обеспечение.
Оконечные стационарные посты оповещения представлены оконечными техническими средствами оповещения, размещенными на зданиях, сооружениях, опорах. Основные назначение этих ТСО — оповещение прилегающей к месту размещения территории для доведения сигналов оповещения до населения. Данные ТСО формируют зону адекватной идентификации сигналов оповещения, которая в отношении к зоне уличного оповещения формирует показатель эффективности
топологии оконечных средств оповещения населения. С учетом плотности населения формируется показатель по проценту охвата населения средствами оповещения, а уже на его основе (и при соблюдении других показателей) определяется готовность системы оповещения к выполнению задач по предназначению.
Носимые и
мобильные средства оповещения населения, входящие в состав МСО используются в местах отсутствия стационарно установленных технических средств оповещения. При этом, использование носимых и мобильных средств оповещения влияет на охват населения средствами оповещения, увеличивая его с увеличением количества мобильных и носимых средств оповещения населения. Важно при принятии решения о применении на определенной территории мобильных или носимых средств оповещения руководствоваться расчетными данными о
времени доведения сигналов оповещения до населения. Иными словами, не делать выбор в пользу носимых и мобильных средств оповещения поступаясь стационарно установленными техническими средствами оповещения. Следует помнить, что область применения мобильных и носимых средств оповещения это населённыее пункты, не охваченныее системами оповещения населения, а также населенные пункты с отсутствующей… инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения. Таким образом, выбор в пользу использования мобильных и носимых средств оповещения должен быть обоснован и, как правило закреплен в проектно-технической документации.
При начале создания или реконструкции муниципальной системы оповещения важно определиться с концепцией и последовательностью ее создания. Во многом, концепция существенно зависит от целей и сроков запуска муниципальной системы оповещения. Наиболее показательным, рассмотрение порядка создания систем оповещения целесообразно рассматривать на примерах.
Для снижения вариативности рассматриваемых вариантов следует сделать ряд важных оговорок:
- Во всех примерах проектно-техническая документация систем оповещения уже разработана, согласована и прошла все необходимые этапы проверки и утверждения как технических решений, так и сметной стоимости.
- Финансирование, на создание и реконструкцию системы оповещения, не носит разовый характер, а обеспечено в полной мере, но существенно, на 2 и более года, растянуто во времени.
- Системы оповещения вышестоящего, регионального, уровня созданы в полном объеме, а система нижестоящего объектового уровня находятся в процессе создания или реконструкции.