Меню
Автор:
Зуев Андрей Юрьевич
МСО
СМР
Практические приемы и шаги по созданию муниципальных систем оповещения
7 мин
Создание муниципальных систем оповещения практически всегда проходит в условиях ограниченного бюджета. Зачастую, недостаточное финансирование сопровождается еще и существенным ограничением во времени реализации проекта. Об основных шагах в условиях ограничений при создании МСО — в статье.
Процесс создания муниципальных систем оповещения муниципальных образований — городских и сельских поселений регламентирован Постановлением Правительства Р Ф № 769 от 17.05.2023 «О порядке создания, реконструкции и подержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения (СО) населения».

Разделом 7 определено, что на первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальной системы оповещения населения. На втором этапе производится установка технических средств оповещения в соответствии с разработанной проектно-технической документацией, подключение к сетям (каналам связи, электроснабжению), проводится обучение персонала. Третий этап включает в себя испытания и ввод муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию.
 
В разделе 7, 8 и 9 Постановления большое внимание уделено вопросам разработки и согласования проектно-технической документации. Подробно описан состав документации, порядок и сроки ее согласования. Как показывает практика, в процессе разработки проектно-технической документации все равно требуется решение вопросов, не описанных в Постановлении. Однако, то относительно небольшое число вопросов, которое возникает при проектировании никак не соотносится, с тем огромным количеством вопросов, которые приходится решать при реализации проекта. Об основных вопросах, возникающих при построении МСО и вариантах их решения ниже.
С чего начать?
С чего начать?
Основной вопрос при построении муниципальных систем оповещения — какие элементы МСО должны быть построены в первую очередь. Здесь стоит отдельно остановиться на основных элементах муниципальных систем оповещения. Рассматривать их стоит не столько с точки зрения терминологии, определённой ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования», сколько с точки зрения фронтов проведения работ. Фронты эти, в свою очередь подчинены классификации по функциональному признаку и по месту размещения. Именно поэтому термины, применяемые в этой статье, будут отличаться от общепринятой терминологии средств оповещения, но при описании конкретных операций будем использовать стандартизованные определения.

Укрупненно, муниципальную систему оповещения можно разделить на: Командный комплекс, оконечные стационарные посты оповещения, мобильные средства оповещения, систему оповещения должностных лиц. Необходимо также помнить о резервных средствах оповещения, включающих в себя резервы и ЗИП.

Командный комплекс представлен автоматизированным рабочим местом оповещения или аппаратным пультом управления. В случае, если протоколы информационного обмена вышестоящего, регионального, уровня и уровня муниципальной системы оповещения различны, то в состав командного комплекса включаются устройства сопряжения. Для оповещения должностных лиц в состав командного комплекса включен телекоммуникационный сервер, обеспечивающий оповещение должностных лиц по коммутируемым телефонным линиям или путем рассылки коротких текстовых сообщений. Часто телекоммуникационный сервер конструктивно объединен с АРМ, используя одно и то же аппаратное и программное обеспечение.

Оконечные стационарные посты оповещения представлены оконечными техническими средствами оповещения, размещенными на зданиях, сооружениях, опорах. Основные назначение этих ТСО — оповещение прилегающей к месту размещения территории для доведения сигналов оповещения до населения. Данные ТСО формируют зону адекватной идентификации сигналов оповещения, которая в отношении к зоне уличного оповещения формирует показатель эффективности топологии оконечных средств оповещения населения. С учетом плотности населения формируется показатель по проценту охвата населения средствами оповещения, а уже на его основе (и при соблюдении других показателей) определяется готовность системы оповещения к выполнению задач по предназначению.
Статья корректируется.