Меню
Автор:
Зуев Андрей Юрьевич
МСО
СМР
Практические приемы и шаги по созданию муниципальных систем оповещения
8 мин
Создание муниципальных систем оповещения практически всегда проходит в условиях ограниченного бюджета. Зачастую, недостаточное финансирование сопровождается еще и существенным ограничением во времени реализации проекта. Об основных шагах в условиях ограничений при создании МСО — в статье.
Процесс создания муниципальных систем оповещения муниципальных образований — городских и сельских поселений регламентирован Постановлением Правительства Р Ф № 769 от 17.05.2023 «О порядке создания, реконструкции и подержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения (СО) населения».

Разделом 7 определено, что на первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальной системы оповещения населения. На втором этапе производится установка технических средств оповещения в соответствии с разработанной проектно-технической документацией, подключение к сетям (каналам связи, электроснабжению), проводится обучение персонала. Третий этап включает в себя испытания и ввод муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию.
 
В разделе 7, 8 и 9 Постановления большое внимание уделено вопросам разработки и согласования проектно-технической документации. Подробно описан состав документации, порядок и сроки ее согласования. Как показывает практика, в процессе разработки проектно-технической документации круг решаемых вопросов несколько шире, описанного в Постановлении. То относительно небольшое число вопросов, которое возникает при проектировании, никак не соотносится, с гораздо превосходящим количеством задач, которые приходится решать при реализации проекта. Об основных вопросах, возникающих при построении МСО и вариантах их решения ниже.
С чего начать?
С чего начать?
Основной вопрос при построении муниципальных систем оповещения — какие элементы МСО должны быть построены в первую очередь. Здесь стоит отдельно остановиться на основных элементах муниципальных систем оповещения. Рассматривать их стоит не столько с точки зрения терминологии, определённой ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования», сколько с функциональной точки зрения. Узлы эти, в свою очередь подчинены классификации не только по функциональному признаку, но и по месту размещения. Именно поэтому термины, применяемые в этой статье, будут отличаться от общепринятой терминологии средств оповещения, но при описании конкретных операций будем использовать стандартизованные определения.
 
Укрупненно, муниципальную систему оповещения можно разделить на: Командный комплекс, оконечные стационарные посты оповещения, мобильные средства оповещения, систему оповещения должностных лиц. Необходимо также помнить о резервных средствах оповещения, включающих в себя резервы и ЗИП.
 
Командный комплекс представлен автоматизированным рабочим местом оповещения или аппаратным пультом управления. В случае, если протоколы информационного обмена вышестоящего, регионального, уровня и уровня муниципальной системы оповещения различны, то в состав командного комплекса включаются устройства сопряжения. Для оповещения должностных лиц в состав командного комплекса включен телекоммуникационный сервер, обеспечивающий оповещение должностных лиц по коммутируемым телефонным линиям или путем рассылки коротких текстовых сообщений. Часто телекоммуникационный сервер конструктивно объединен с АРМ, используя одно и то же аппаратное и программное обеспечение.
 
Оконечные стационарные посты оповещения представлены оконечными техническими средствами оповещения, размещенными на зданиях, сооружениях, опорах. Основные назначение этих ТСО — оповещение прилегающей к месту размещения территории для доведения сигналов оповещения до населения. Данные ТСО формируют зону адекватной идентификации сигналов оповещения, которая в отношении к зоне уличного оповещения формирует показатель эффективности топологии оконечных средств оповещения населения. С учетом плотности населения формируется показатель по проценту охвата населения средствами оповещения, а уже на его основе (и при соблюдении других показателей) определяется готовность системы оповещения к выполнению задач по предназначению.
 
Носимые и мобильные средства оповещения населения, входящие в состав МСО используются в местах отсутствия стационарно установленных технических средств оповещения. При этом, использование носимых и мобильных средств оповещения влияет на охват населения средствами оповещения, увеличивая его с увеличением количества мобильных и носимых средств оповещения населения. Важно при принятии решения о применении на определенной территории мобильных или носимых средств оповещения руководствоваться расчетными данными о времени доведения сигналов оповещения до населения. Иными словами, не делать выбор в пользу носимых и мобильных средств оповещения поступаясь стационарно установленными техническими средствами оповещения. Следует помнить, что область применения мобильных и носимых средств оповещения это населённыее пункты, не охваченныее системами оповещения населения, а также населенные пункты с отсутствующей… инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения. Таким образом, выбор в пользу использования мобильных и носимых средств оповещения должен быть обоснован и, как правило закреплен в проектно-технической документации.
 
При начале создания или реконструкции муниципальной системы оповещения важно определиться с концепцией и последовательностью ее создания. Во многом, концепция существенно зависит от целей и сроков запуска муниципальной системы оповещения. Наиболее показательным, рассмотрение порядка создания систем оповещения целесообразно рассматривать на примерах.

Для снижения вариативности рассматриваемых вариантов следует сделать ряд важных оговорок:
  1. Во всех примерах проектно-техническая документация систем оповещения уже разработана, согласована и прошла все необходимые этапы проверки и утверждения как технических решений, так и сметной стоимости.
  2. Финансирование, на создание и реконструкцию системы оповещения, не носит разовый характер, а обеспечено в полной мере, но существенно, на 2 и более года, растянуто во времени.
  3. Системы оповещения вышестоящего, регионального, уровня созданы в полном объеме, а система нижестоящего объектового уровня находятся в процессе создания или реконструкции.
Пример 1. Полное отсутствие технических средств оповещения
Пример 1. Полное отсутствие технических средств оповещения
На территории муниципального образования полностью отсутствует муниципальная система оповещения (или полностью выработала ресурс до списания и находится в неработоспособном состоянии).

В данном случае построение системы оповещения целесообразно начинать с создания командного комплекса, и его сопряжения с региональным уровнем. Последующим этапом следует установка оконечных средств оповещения в местах наибольшего сосредоточения людей с целью получение наиболее крутого тренда возрастания процента охвата населения средствами оповещения.

После установки первого комплекта оконечных средств оповещения целесообразно оценить возможность ввода муниципальной системы оповещения в эксплуатацию. Данный вопрос находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и может отличаться от субъекта к субъекту.

При дальнейшем развитии муниципальной системы оповещения следует руководствоваться правилом установки оконечных средств оповещения с учетом принципа максимального охвата населения каждым ТСО, рассчитанным на день установки. В этом случае рост охвата населения средствами оповещения будет наиболее эффективным.
Пример 2. Имеется действующая МСО, но ТСО выработали ресурс до списани
Пример 2. Имеется действующая МСО, но ТСО выработали ресурс до списани
В случае, когда на территории муниципального образования имеется действующая муниципальная система оповещения, но охват ее недостаточен, а часть или все ТСО выработали ресурс до списания, но находятся в работоспособном состоянии и выполняют задачи по оповещению населения в зоне действия ТСО. Реконструкцию целесообразно начинать с установки нового командного комплекса и обеспечения сопряжения существующих технических средств оповещения муниципальной системы оповещения с вновь устанавливаемым командным комплексом муниципальной системы оповещения. Последующими этапами целесообразна установка оконечных средств оповещения на ранее не охваченных ТСО территориях, тем самым охват населения средствами оповещения будет возрастать с каждым вновь установленным оконечным ТСО. При завершении установки стационарных ТСО в местах, ранее не охваченных средствами оповещения населения, целесообразно переходить к установке ТСО в местах наибольшего сосредоточения людей, по аналогии с примером 1. При следующих шагах устанавливать ТСО в местах с меньшей эффективностью охвата. Исключение следует сделать в случае необходимости замены вышедших и строя ранее установленных ТСО, ремонт которых нецелесообразен.
Пример 3. Параллельное создание МСО с системами оповещения вышестоящего уровня
Пример 3. Параллельное создание МСО с системами оповещения вышестоящего уровня
Часто встречается ситуация, при которой на одной территории производится одновременное создания систем оповещения различных уровней. Наиболее типовой, является ситуация, при которой на территории муниципального образования создается сегмент КСЭОН регионального уровня, а также установка технических средств оповещения в зоне действия ЛСО за пределами границ опасного производственного объекта. В такой ситуации установку ТСО муниципальной системы оповещения в первую очередь целесообразно производить в местах отличных от установки ТСО иных систем, но только в случае положительного решения вопросов технического и организационного плана о совместном использовании оконечных средств оповещения населения в том числе, в рамках функционирования и решения задач, возлагаемых на МСО.
Выводы и рекомендации
Выводы и рекомендации
В текущей ситуации, создание муниципальных систем оповещения населения носит многовариативный характер, ввиду того, что темп развития систем оповещения на территории муниципальных образований различных субъектов Российской Федерации значительно отличается. В определенных субъектах, таких как Московская и Ленинградская области, а также Республика Карелия активно развиваются системы оповещения объектового уровня и предпринимаются шаги по их включению в состав муниципальных систем оповещения. В других субъектах Северо-западного и Центрального федерального округов, только начинают процесс становления объектового уровня. Выбор конкретного сценария развития МСО зависит о совокупности факторов как внешних, так и внутренних, а от полноты их учета при развитии МСО зависит темп роста показателей по охвату населения средствами оповещения.