Основной вопрос при построении муниципальных систем оповещения — какие элементы МСО должны быть построены в первую очередь. Здесь стоит отдельно остановиться на основных элементах муниципальных систем оповещения. Рассматривать их стоит не столько с точки зрения терминологии, определённой ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования», сколько с точки зрения фронтов проведения работ. Фронты эти, в свою очередь подчинены классификации по функциональному признаку и по месту размещения. Именно поэтому термины, применяемые в этой статье, будут отличаться от общепринятой терминологии средств оповещения, но при описании конкретных операций будем использовать стандартизованные определения.
Укрупненно, муниципальную систему оповещения можно разделить на: Командный комплекс, оконечные стационарные посты оповещения, мобильные средства оповещения, систему оповещения должностных лиц. Необходимо также помнить о резервных средствах оповещения, включающих в себя резервы и ЗИП.
Командный комплекс представлен автоматизированным рабочим местом оповещения или аппаратным пультом управления. В случае, если протоколы информационного обмена вышестоящего, регионального, уровня и уровня муниципальной системы оповещения различны, то в состав командного комплекса включаются устройства сопряжения. Для оповещения должностных лиц в состав командного комплекса включен телекоммуникационный сервер, обеспечивающий оповещение должностных лиц по коммутируемым телефонным линиям или путем рассылки коротких текстовых сообщений. Часто телекоммуникационный сервер конструктивно объединен с АРМ, используя одно и то же аппаратное и программное обеспечение.
Оконечные стационарные посты оповещения представлены оконечными техническими средствами оповещения, размещенными на зданиях, сооружениях, опорах. Основные назначение этих ТСО — оповещение прилегающей к месту размещения территории для доведения сигналов оповещения до населения. Данные ТСО формируют зону адекватной идентификации сигналов оповещения, которая в отношении к зоне уличного оповещения формирует показатель эффективности топологии оконечных средств оповещения населения. С учетом плотности населения формируется показатель по проценту охвата населения средствами оповещения, а уже на его основе (и при соблюдении других показателей) определяется готовность системы оповещения к выполнению задач по предназначению.