Меню
Автор:
Зуев Андрей Юрьевич
МСО
ТСО
ЛСО
сопряжение
Использование существующих ТСО в составе проектируемых МСО и ЛСО
оповещения
9 мин
Построение систем оповещения связано с существенными затратами на оборудование, материалы и работы. Очевидным стремлением собственника объекта или главы муниципального образования выглядит желание снизить эти затраты, за счет ранее установленных ТСО. Об особенностях такой модернизации- в статье.
Ввод в эксплуатацию системы оповещения, будь то объектовый уровень, или муниципальный, не является конечной целью, после которой, взаимодействие с системой оповещения заканчивается. Завершение этапа построения системы оповещения, это начало этапа ее эксплуатации, а в процессе эксплуатации, помимо регламентных работ, планово-предупредительных и аварийно-восстановительных ремонтов, зачастую возникает задача по модернизации системы оповещения, а в отдельных случаях и реконструкции.

Порядок проведения проектных работ, согласований, и последующих мероприятий по внедрению проектных решений при модернизации и реконструкции — тема отдельной статьи. В настоящей статье, основной темой является поиск критериев целесообразности использования тех, или иных, существующих и действующих на территории, систем оповещения для их включения в состав проектируемой ТСО. Рассмотрены различные примеры, в которых учитывается номенклатура, состояние действующих ТСО, их тактико-технические характеристики, с точки зрения снижения затрат на построение системы оповещения объекта.
 
Сбор данных о функционирующих средствах оповещения населения, подлежащих включению в состав проектируемой системы оповещения в соответствии с ГОСТ Р 22.7.05−2022, производится на стадии обследования. Согласно пункту 4.14.5. Перед разработкой технического задания должно быть выполнено обследование зоны действия ЛСО и сбор сведений о наличии существующих средств (систем) оповещения населения. Собранные сведения учитываются в разделе 2 «Проектно-изыскательские работы с обследованием объектов для размещения технических средств оповещения» проектно-технической документации. Обоснование допустимости и целесообразности применения действующих ТСО в составе проектируемой системы оповещения производится в рамках технико-экономического обоснования.
Совместимость и роль существующих ТСО
Совместимость и роль существующих ТСО
При рассмотрении действующих средств оповещения на предмет их использования в составе новой системы оповещения в первую очередь следует принимать во внимание соответствие технических средств оповещения требованиям, предъявляемым к ТСО для создания систем оповещения соответствующего уровня, а также их совместимость с проектируемыми ТСО. В зависимости от соответствия ТСО требованиям стандартов, производится определение роли ТСО в составе проектируемой системы оповещения. Если ТСО, частично или полностью, не соответствует требованиям стандартов, то такое техническое средство оповещения может быть включено в состав проектируемой системы только в части дублирования основных средств оповещения. В случае же полного соответствия требованиям нормативной документации, предъявляемым к ТСО, производится рассмотрение целесообразности его включения в состав проектируемой системы оповещения.
Состояние действующих ТСО
Состояние действующих ТСО
Требованиями ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования.» установлены требования к оборудованию систем оповещения населения в части средней наработки на отказ не менее 30 000 часов и среднего срока службы до списания не менее 12 лет. Эксплуатация оборудования систем оповещения населения сверх указанных в нормативной документации и сведениях завода-изготовителя сроков, производится при условии ежегодного освидетельствования его технического состояния, и принятии решения о продлении срока эксплуатации таких ТСО на следующий год. Таким образом, в случае принятия решения о применении технических средств оповещения, ранее находившихся в эксплуатации, необходимо в разделе проектно-технической документации, описывающим эксплуатацию оборудования, предусматривать вышеуказанные мероприятия, направленные на продление срока службы технических средств оповещения. Эти же факторы следует учитывать и при планировании мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию и выделению финансовых средств на эксплуатацию. Важным фактором является на какой стадии жизненного цикла находится модификация оборудования, подлежащая включению в состав проектируемой системы оповещения. В случае, если рассматриваемы ТСО находятся в конце жизненного цикла и в скором времени будут сняты с производства целесообразность из включение в состав проектируемой системы оповещения существенно снижается.
Функциональные особенности существующих ТСО
Функциональные особенности существующих ТСО
При дальнейшем рассмотрении целесообразности использования действующих средств оповещения в составе проектируемой системы оповещения важно классифицировать существующие ТСО, в соответствии с критериями, предусмотренными ГОСТ Р 42.3.01-2021 и определить соответствие функционального назначения действующего ТСО, требованиям к проектируемой системе оповещения. Наиболее показательным примером является включение электросирен в состав проектируемой системы оповещения, предусматривающей, например, как передачу сигналов оповещения, так и речевого сообщения. В этом случае, мероприятия по включению в состав проектируемой системы оповещения средства подачи сигналов оповещения, не освобождает от необходимости установки речевых оконечных средств оповещения в этих же местах. Вследствие чего, расходы на построение и дальнейшую эксплуатацию системы оповещения с включенными в ее состав установленными средствами оповещения, имеет более низкую экономическую эффективность, по сравнению с установкой новых ТСО.
Действующие ТСО смежных объектов и уровней систем оповещения
Действующие ТСО смежных объектов и уровней систем оповещения
Отдельно следует рассмотреть случай, при котором в состав проектируемой системы оповещения включаются ТСО, находящиеся вне территории объекта, на котором создается система оповещения. Похожая ситуация и с ТСО не находящиеся на балансе организации или муниципального образования, где проектируется система оповещения. Примером может послужить вопрос включения в состав локальных систем оповещения, за пределами границ потенциально опасного объекта технических средств муниципальной системы оповещения. Обратная ситуация, при которой, ТСО, входящие в состав систем объектового уровня, расположенные за границами объекта, предполагается использовать в составе муниципальной системы оповещения. При рассмотрении данного решения следует принимать во внимание не только вопрос балансовой и эксплуатационный ответственности при построении и эксплуатации таких ТСО, но и приоритет в их задействовании при одновременном обращении с различных уровней.
Использование смежных систем оповещения
Использование смежных систем оповещения
Отдельно стоит вопрос о возможности использования в составе систем оповещения населения иных технических средств оповещения, таких как системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, систем громкоговорящей и технологической связи, поисково-диспетчерской и вызывной связи. Например, в отношении локальных систем оповещения пунктом 4.8.5. ГОСТ Р 22.7.05−2022 допускается использование в составе ЛСО компонентов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Однако, не определён статус этой системы в составе ЛСО, а главное приоритет использования СОУЭ при его включении в состав системы оповещения населения. Ввиду неоднозначности вопроса с распределением приоритетов, при использовании СОУЭ в составе систем оповещения населения, целесообразно придерживаться следующей последовательности действий: определение соответствия оборудования СОУЭ требованиям, предъявляемым к системам оповещения населения и, только в случае их соответствия, рассматривать их включение в состав ЛСО в качестве составной части. При этом, обязательным условием является обеспечение приоритетного прохождения сигнала оповещения населения над всеми другими источниками. В случае, если ТСО СОУЭ не соответствует стандартам, предъявляемым к ТСО населения или нет возможности обеспечить безусловный приоритет в прохождении сигналов оповещения населения, то ТСО СОУЭ следует рассматривать как, так называемое «вспомогательное» средство оповещения, и предусматривать его только в части дублирования ТСО проектируемой системы оповещения.
Взаимодействие с системами одного уровня
Взаимодействие с системами одного уровня
В отношении локальных систем оповещения пунктом 4.4 ГОСТ Р 22.7.05-2022 установлено, что при размещении в непосредственной близости друг от друга нескольких объектов, на которых требуется создание ЛСО, допускается создание единой ЛСО по совместному решению руководителей организаций, эксплуатирующих данные объекты. Проектно-техническая документация в данном случае должна обязательно включать зоны покрытия и сведения об организационно-техническом построении смежных локальных систем оповещения. Сопряжение оборудования локальных систем оповещения должно производиться с обязательным выполнением требования раздела 5.1.8 ГОСТ Р 42.3.01-2021, а в состав раздела 9 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования" проектно-технической документации включать решение о создании единой ЛСО с участием представителей всех объектов, входящих в состав единой ЛСО.
Использование средств оповещения внутренних объектов
Использование средств оповещения внутренних объектов
Схожей ситуацией является включение в состав системы оповещения крупного объекта технических средств оповещения предприятий и организаций, находящихся на территории объекта, с проектируемой системой оповещения. В таком случае, целесообразно предусматривать технические решения, обеспечивающие перехват систем оповещения малых объектов, без учета их зон охвата средствами оповещения проектируемой территории. В данном случае, наиболее технически правильным решением, будет применение специальных технических устройств, осуществляющее управление оконечными средствами оповещения – по классификации ГОСТ Р 42.3.01-2021 – устройств запуска. В этом случае обеспечивается как функционирование систем оповещения объектов в соответствии с соответствующей проектно-технической документацией, так и перехват их с пульта управления крупного объекта. Расстановку приоритетов в управлении системами следует осуществлять в пользу схем действующих систем оповещения.
Выводы
Выводы
В большинстве случаев вопрос включения существующих средств оповещения населения в состав проектируемой системы оповещения, носит исследовательский характер. Во внимание, помимо технических аспектов (совместимость, состояние ТСО, его эффективность и назначение), должна приниматься еще и экономическая составляющая целесообразности использования действующих ТСО. С учетом того, что на текущий момент выработка критериев целесообразности применения тех, или иных ТСО не разработана, то процесс приобретает дискуссионный, а в некоторых случаях субъективных характер. Это требует от организации, осуществляющей подготовку проектно-технической документации предоставление Заказчику (или собственнику объекта) объективных и полных сведений о материалах обследования существующих ТСО. А от Заказчика разработки проектно-технической документации беспристрастности принятия решения об использовании существующих средств оповещения на основе технических и экономических показателей.