Меню
Автор:
Скоркин Игорь Владимирович
РСО ЛО
МСО
Системы оповещения объектов капитального строительства в составе МСО
10 мин
В процессе возведения и реконструкции объектов капитального строительства на территории Ленинградской области и подключения их к РСО ЛО возникает существенная проблема их дальнейшего функционирования после ввода в эксплуатацию. О путях решения — в статье.
За прошедший 2024 год на территории Ленинградской области было выдано более 360 технических условий на присоединение к РСО Ленинградской области. Из них, свыше 300 на объекты жилищного строительства. На основании весомой части из них в 2024 и первом полугодии 2025 года будет представлена на согласование рабочая документация по присоединению к региональной системе оповещения населения Ленинградской области. Не вся документация будет согласована в представленном виде, очевидно, часть из нее, будет иметь замечания ввиду несоответствия требованиям технических условий или нормативной документации. Но в конечном счете, после исправлений замечаний, будет направлена монтажным организациям для построения систем оповещения населения. Этот процесс, в рамках подключения к РСО ЛО, построенный на выдаче и контролем за исполнения технических условий, функционирует на территории Ленинградской области уже более 15 лет. За полтора десятка лет, вырисовывается устойчивая статистика по функционированию систем оповещения населения объектов капитального строительства после их ввода в эксплуатацию и, к сожалению, она не всегда носит положительный характер.
 
Глобально, все системы оповещения вновь строящихся или реконструируемых объектов можно разделить на две большие группы: системы оповещения, остающиеся на балансе организаций и эксплуатируемые ими за счет запланированных средств, и системы оповещения, эксплуатация которых рекомендована органам местного самоуправления с включением расходов на них, в муниципальные бюджеты.
 
К первой, наиболее многочисленной группе объектов относятся коммерческие, производственные, социальные и административные объекты, ведущие собственную деятельность. Ко вторым — жилое строительство и объекты размещения технических средств оповещения, устанавливаемые в рамках построения муниципальных систем.

Каждый из вышеперечисленных объектов имеет свои особенности эксплуатации, но в данном случае предполагается разбор жизненного цикла систем оповещения населения, устанавливаемых на объектах жилого назначения — жилых домах и комплексах.
 
Практически каждый жилой многоквартирный дом (к ним же в статье будем относить и жилые комплексы) при проектной подготовке получает технические условия на построение системы оповещения и присоединение к региональной системе оповещения населения. В большинстве случаев, в качестве точки присоединения указывается коммутатор системы оповещения регионального уровня, расположенный в ЕДДС соответствующего муниципального района. Организация канала связи производится с участием присоединенных операторов, перечень которых приведен на сайте Обособленного подразделения «Объект № 58» ГКУ ЛО «Региональный мониторинговый центр».

Подключение объектов капитального строительства, в том числе жилых многоквартирных домов, производится к уровню ЕДДС района, а не муниципального образования ввиду того, что на конец 2023 года лишь единицы муниципальных образований (городских и сельских поселений) ввели в эксплуатацию свои муниципальные системы оповещения. Но 2024 год, и первое полугодие 2025 года ознаменовалось практически лавинообразным вводом в эксплуатацию муниципальных систем оповещения. К моменту подготовки статьи их количество почти достигло ста.
 
Уже сейчас, как никогда часто, стал возникать вопрос: Не будет ли целесообразным в качестве точки подключения указывать не коммутатор ЕДДС муниципального района, а пульт управления муниципальной системой оповещения, того образования на территории которого находится подключаемый объект капитального строительства. Именно со второго квартала, действуя в направлении корректировки данного процесса Объектом № 58 были скорректированы требования технических условий на присоединение объектов капитального строительства к системам оповещения вышестоящего уровня. Для муниципальных образований, которые ввели свои системы оповещения в эксплуатацию появилась возможность закладывать возможность подключения к муниципальной системе оповещения (МСО) еще на стадии проектирования объекта и прохождения проектной документаций экспертизы. Такая корректировка ТУ, к настоящему моменту, ввела новый важный критерий, используемый проектными организациями при проведении технико-эконмического обоснования, как выбор точки подключения к вышестоящему уровню и расчет эксплуатационных затрат.
 
Такой подход позволил направить в подобающее русло поток подключений к МСО объектов коптильного строительства. При этом, для объектов нежилого назначения, инициатива исходила не столько от администрации муниципального образования, сколько от собственников объектов. В первых рядах, при этом, оказались сетевые компании и крупные застройщики, которые в рамках строительства предыдущих объектов, уже в полной мере оценили преимущества подключения объектов к муниципальному уровню.

Судьба ранее введенных систем оповещения многоквартирных жилых домов, при этом оставалась прежней — после ввода в эксплуатацию их статус становился неопределенным.
 
Изучая опыт других субъектов Российской Федерации обратились к порядку, установленному на территории Санкт-Петербурга, где системы оповещения многоквартирных домов передаются в государственную собственность после ввода их в эксплуатацию. Передаваемые технические средства оповещения включаются в состав региональной системы оповещения населения субъекта федерации, и дальнейшая их эксплуатация осуществляется за счет средств, выделяемых на РСОН. Различия в административно-территориальном делении и распределении зон ответственности за оповещение населения, не позволяют на территории Ленинградской области произвести передачу ТСО, от застройщика в государственную собственность субъекта Российской Федерации — Ленинградской области. Однако, существует механизм, при котором при взаимной заинтересованности сторон возможна передача ТСО от застройщика в муниципальную собственность. Такой способ передачи опробован уже более чем в полутора десятках муниципальных образований на территории различных районов Ленинградской области.
 
Очевидно, что до тех пор, пока процесс передачи от застройщика органам местного самоуправления не отлажен, на пути включения ТСО в состав МСО будут встречаться сложности, для преодоления которых со стороны обособленного подразделения «Объект № 58» ГКУ ЛО «РМЦ» оказываются консультации. По сложившейся практике наиболее безболезненным является передача на баланс систем оповещения, уже подключенных к муниципальному, а не к региональному уровню. Рассмотрение особенностей подключения объектов к муниципальному уровню — это предмет отдельной статьи, а в рамках этой — уделим внимание особенностям передачи систем оповещения на баланс муниципального образования.
 
Основными положительными моментами приема на баланс систем оповещения многоквартирных жилых домов является увеличение охвата населения муниципального образования техническими средствами оповещения, входящими в состав муниципальной системы оповещения. В настоящее время, в состав ТСО многоквартирных домов входят и оконечные средства оповещения, расположенные в МОПах и на фасадах и кровле домов. Важным шагом является принятие решение о готовности к включению в состав МСО передаваемой системы с точки зрения территории, которую она охватывает и численности людей на ней проживающих или ведущих хозяйственную деятельность Однако, при принятии решения о включении системы оповещения, передаваемой застройщиком следует уделить внимание факторам, непосредственно влияющим на расходы, связанные с включением передаваемой системы в состав МСО.
Прежде всего необходимо уделить внимание техническому состоянию передаваемой системы, убедиться в ее исправности и соответствию ТСО согласованному проекту. Эти действия можно выполнить как самостоятельно, силами сотрудников администрации, так и с привлечением специалистов со стороны, например, сотрудников организации, обслуживающей муниципальную систему оповещения.

Вторым шагом следует определить совместимость протоколов информационного обмена принимаемой системы оповещения и муниципальной системы оповещения, а в случае их различия применить устройства сопряжения.

На третьем шаге уточнить у оператора связи, обеспечивающего каналы для муниципальной системы оповещения возможность организации канала от пульта управления МСО до принимаемой на баланс системы. Операторы связи организуют такие каналы, как на собственных ресурсах, так и на арендованных.

После рассмотрения и учета вышеперечисленных факторов процесс передачи на баланс муниципального образования инициируется обращением Застройщика в администрацию муниципального образования. Дальнейший процесс передачи аналогичен процессу передачи на баланс иных сетей и может носить незначительные отличия в зависимости от установленного на территории конкретного муниципального образования порядка.

Включение в состав МСО систем оповещения многоквартирных жилых домов позволит не только увеличить охват населения средствами муниципальных систем оповещения, но и решить проблему спада количества работоспособных систем оповещения многоквартирных домов после ввода их в эксплуатацию.