В предыдущей части статьи описаны основные принципы управления оконечным устройством оповещения с использованием устройств запуска. Однако, зачастую задача стоит более широко чем перехват единичного комплекта оконечного средства оповещения. Наиболее показательным примером может служить ситуации, часто возникающие на территории муниципальных образований, на которых создана или находится в процессе создания муниципальная система оповещения. Одновременно на одной и той же территории могут присутствовать оконечные средства оповещения муниципального, регионального и объектового уровня. Кроме того, в субъектах Российской Федерации на территории которых развито создание комплексов технических средств на объектовом уровне не только в рамках локальных систем оповещения, но и систем оповещения в местах массового пребывания людей, на объектах экономики, многоквартирных жилых домов и т. д. возникает еще большее разнообразие ТСО различных производителей. Дополнительно к вышеуказанным системам на территории муниципального образования могут присутствовать оконечные средства оповещения, установленные в рамках создания комплексной системы экстренного оповещения населения регионального уровня. Зачастую, парк оборудования на каждом из представленных уровней, и в каждой из систем, расположенной на территории муниципального образования может достигать полутора десятков моделей от 5−7 производителей. Универсальный протокол информационного обмена мог бы решить задачу сопряжения, однако, до момента его повсеместного внедрения для сопряжения большого количества технических средств оповещения могут использоваться устройства запуска, устройства сопряжения и поддержка более одного проприетарного протокола самим оборудованием.
Поиск технического решения в сфере обеспечения совместимости систем, смонтированных на одной территории на оборудовании разноименных производителей следует начинать с определения головного протокола обмена, то есть протокола информационного обмена того, производителя, на базе которого построена муниципальная система оповещения. Следует определить наличие и схему включения устройства запуска из линейки оборудования производителя ТСО для МСО. Произвести количественный и номенклатурный анализ ТСО и выявить перечень марок и моделей применяемых оконечных технических средств оповещения. В случае существенного количества однотипных моделей одного производителя, целесообразно рассмотреть перехват не на уровне оконечных ТСО, путем установки устройства запуска, а посредством установки пульта управления или блока централизованного управления, поддерживающего протокол информационного обмена доминирующего оборудования (отличного от МСО) на территории муниципального образования. При таком способе построения на основном пульте муниципальной системы оповещения часть информации о состоянии оконечных средств оповещения отображаться не будет, тем не менее, запуск технических средств оповещения, не входящие в состав МСО будет осуществляться с пульта управления (или АРМ) МСО. В случае, если оконечные ТСО мест массового пребывания людей путем совместного использования организационно включены в качестве ТСО муниципальной системы, то их перехват должен осуществляться непосредственно у оконечных ТСО.
Альтернативой установки пульта управления другого производителя, является использование оборудования, поддерживающего, помимо проприетарного протокола информационного обмена, протокол или протоколы других производителей. В этом случае обмен между пультом управления и оконечными ТСО ведется с использованием протокола, поддерживаемого оконечными ТСО. При использование такого технического решения крайне важным становится строгое выполнение требований пункта 5.1.8.2. ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования» об обязательном проведении совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий —
изготовителей ТСО. Напротив, в случае одностороннего заявления производителя о поддержке протокола информационного обмена другого производителя без его уведомления и проведения соответствующих испытаний и применение технического решения влечет снижение надежности доведения сигналов оповещения ниже допустимого предела. При этом вопрос использования не принадлежащих заявителю прав на результат интеллектуальной деятельности остается открытым.
Очевидно, что наиболее технически точным способом подключения оборудования различных производителей является применение получивших определение в пункте 3.28 ГОСТ Р 42.3.01−2021 устройств сопряжения, обозначенных как совокупность интерфейсов и (или) конструктивных средств для реализации функций взаимодействия технических средств оповещения. В соответствии со справочником технических средств оповещения, одобренного протоколом заседания Рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 20 декабря 2023 г. № 1 Устройства сопряжения технических средств оповещения представлены двумя номенклатурными единицами: блоком сопряжения П-161М РММ-8 БС, производства АО «НПФ «Сигма» и маршрутизатор-конвертером протоколов МКП-01, выпускаемого ООО «НПФ «КАМИН-Плюс».
В большинстве случаев использование блоков сопряжения может быть экономически оправдано для сопряжения оборудования различных производителей на участке АРМ-АРМ, и гораздо в меньшей степени АРМ-УЗ, АРМ-УУ.