Меню
Зуев Андрей Юрьевич
Автор:
МСО
РСО
протокол взаимодействия
10 мин

Опыт использования ТСО различных производителей в рамках одной системы

Повсеместное использование протокола информационного обмена определенного ГОСТ Р 42.3.05−2023 на настоящий момент не наступило. Но предпосылки сопряжения оборудования различных производителей предпринимались и ранее. О применяемых способах сопряжения — в статье.
Использование универсального протокола обмена между всеми техническими средствами систем оповещения от автоматизированных рабочих мест и аппаратных пультов до устройств запуска и управления оконечными ТСО достаточно давно обсуждается в кругу производителей оборудования, разработчиков стандарта, проектировщиков и лиц просто неравнодушных к данному вопросу. Очевидно, что различные интересы, выраженные через точки зрения сторон не позволяют выработать компромиссное решение в виде готового технического продукта и, в этой связи, продолжат свое применение ранее разработанные решения и попытки выработать новые по программному и техническому сопряжению оконечных технических средств оповещения различных производителей.
Предыстория возникновения перехвата программ вещания
Предыстория возникновения перехвата программ вещания
В логике повествования следует начать рассмотрение вопроса сопряжения оборудования различных производителей с примера организации перехвата радиотрансляционных узлов. До момента существенного развития современных систем оповещения населения для передачи сообщений использовались сети проводного радиовещания, как получившие наибольшую степень проникновения по сравнению с другими средствами связи. Перехват узлов в большинстве случаев осуществлялся путем разрыва тракта подачи программ вещания и подстановкой вместо программы вещания сообщения речевого оповещения. При этом, управление усилительным трактом не производилось и прохождение сигнала оповещения не изменялось.

Однако, данный способ перехвата имел существенный недостаток — усилительное оборудование должно было постоянно находиться во включенном состоянии, в противном случае сигнал оповещения попадал на вход запертого тракта и не усиливался. Еще одним недостатком такого способа было отсутствие возможности дистанционного включения линий уличных громкоговорителей, называемых фидерами уличной звукофикации.

Эти существенные ограничения выявили потребность сопровождать процесс перехвата, помимо замены программы вещания сообщением, передаваемым по системе оповещения, еще и определенными командами, воздействующими на исполнительные элементы усилительного тракта. При таком способе телеуправления появилась возможность дистанционно включать выключенный трансляционный усилитель для открытия тракта усиления и подачи на его вход речевого сообщения системы оповещения, а также управлять нагрузкой. Управление нагрузкой по большей части сводилось к подключение дополнительных фидеров, нагруженных на громкоговорители, установленные на улице, ранее упоминаемые в статье как фидеры уличной звукофикации, а также подключать резервные фидерные линии, в трансляции программ вещания не используемые.

С дальнейшим развитием технологий и растущими потребностями по телеуправлению появилась необходимость дистанционного контроля и подтверждения перехвата оборудования трансляционных узлов. Одними из первых подтверждений явились квитанции об исполнении перехвата, а за ними — квитанции о возвращении в рабочий режим по окончании сеанса оповещения. Дальнейшее развитие телесигнализации добавило множество иных квитанций о состоянии дистанционно-управляемого оборудования и подтверждения исполнения все более растущего числа команд телеуправления.
Первые результаты удачной реализации
Первые результаты удачной реализации
Опыт, полученный при организации перехвата вещания радиотрансляционных узлов, привел к выработке наиболее общих принципов дистанционного управления системами оповещения. Взаимодействие между управляющим и управляемым элементом должно содержать сигналы управления (команды), сигналы об исполнении команд и передачи состояния (квитанции) и непосредственно само сообщение (информация оповещения подлежащая трансляции).
В настоящее время ГОСТ Р 42.3.05−2023 определяет команду переключения сетей радио- и телевизионного вещания, уличной звукофикации как «Команда 5». А команду, осуществляющую завершение сеанса оповещения, а также используемую в качестве проверочной при оценке работоспособности канала дистанционного управления как «Команда 6». Таким образом, базовый набор команд на включение и выключение удаленного узла состоит из пары команд 5 и 6. В системах оповещения сигнал привлечения внимания (сигнал прерывистого звука сирены — «Внимание всем!») также получил свое наименование «Команда 3», войдя в базовый набор команд, наиболее широко используемый устройствами сопряжения.

Сформированный набор команд 3, 5, 6 стал использоваться большинством устройств запуска. В соответствии с определением, представленным в пункте 3.26 ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования.» устройство запуска, управления и мониторинга — специальное техническое устройство, осуществляющее управление оконечными средствами оповещения в целях передачи сигналов оповещения и экстренной информации, а также контроль работоспособности оконечных средств оповещения и сетей (каналов, линий) связи, используемых для их управления. Такие устройства получили широкое распространение в период возобновления развития систем оповещения населения с начала 2000 годов. И использовались для дистанционного перехвата по командам централизованной системы оповещения радиоузлов, речевых систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре, систем речевой трансляции, используемых на объектах для передачи информационных и музыкальных программ. Вопрос исполнения команды 3 (передача сигнала «Внимание всем!») в большинстве случаев был решен формированием прерывистого звука сирены самим устройством запуска. При таком техническом решении на выходе устройства запуска для решения большинства задач достаточно использовать две команды управления: 5 и 6. Передача управления от устройства запуска к управляемому оконечному средству может осуществляться как управляющим потенциалом, так и управляющей коммутации нулевого потенциала. Но наибольшее распространение получило использование управления «сухим контактом», как наиболее универсального и гальванически развязанного способа управления. Причем передача команд в зависимости от модели устройства запуска может передаваться как раздельными парами контактов для команды 5 и команды 6, так и одной парой контактов. При этом, в первом случае управление ведется по фронту импульса, а во втором команда 5 представлена фронтом импульса, а команда 6 его спадом. Последний способ характеризуется включением режима перехвата путем замыкания управляющей пары контактов, процесса перехвата во время удержания их в замкнутом (реже разомкнутом) состоянии и завершения сеанса перехвата при их размыкании. В настоящее время в линейке почти каждого производителя представлены устройства перехвата, это и БПРУ-ХХ П-166М, БУУ-02 П-166Ц, РТУ-Ethernet П-166ВАУ, УУСО-IP КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ», РТС-2000ОК и устройства запуска иных производителей. Набор обрабатываемых команд, как и воспринимаемых квитанций, представленный устройствами запуска различных производителей определяется их функциональным назначением и конструктивными особенностями. У одних устройств исполнительные выходы жестко привязаны к исполнению определённой команды, у других они могут изменяться в зависимости от запрограммированного сценария. Аналогичная ситуация с квитированием исполнения команд, часть устройств осуществляет квитирование об исполнении команды на уровне собственного интерфейса, другие готовы воспринимать не только квитанции об исполнении команд, но и передавать информацию о состоянии перехватываемого оборудования.
 
Уровень осуществления перехвата
Уровень осуществления перехвата
В предыдущей части статьи описаны основные принципы управления оконечным устройством оповещения с использованием устройств запуска. Однако, зачастую задача стоит более широко чем перехват единичного комплекта оконечного средства оповещения. Наиболее показательным примером может служить ситуации, часто возникающие на территории муниципальных образований, на которых создана или находится в процессе создания муниципальная система оповещения. Одновременно на одной и той же территории могут присутствовать оконечные средства оповещения муниципального, регионального и объектового уровня. Кроме того, в субъектах Российской Федерации на территории которых развито создание комплексов технических средств на объектовом уровне не только в рамках локальных систем оповещения, но и систем оповещения в местах массового пребывания людей, на объектах экономики, многоквартирных жилых домов и т. д. возникает еще большее разнообразие ТСО различных производителей. Дополнительно к вышеуказанным системам на территории муниципального образования могут присутствовать оконечные средства оповещения, установленные в рамках создания комплексной системы экстренного оповещения населения регионального уровня. Зачастую, парк оборудования на каждом из представленных уровней, и в каждой из систем, расположенной на территории муниципального образования может достигать полутора десятков моделей от 5−7 производителей. Универсальный протокол информационного обмена мог бы решить задачу сопряжения, однако, до момента его повсеместного внедрения для сопряжения большого количества технических средств оповещения могут использоваться устройства запуска, устройства сопряжения и поддержка более одного проприетарного протокола самим оборудованием.
 
Поиск технического решения в сфере обеспечения совместимости систем, смонтированных на одной территории на оборудовании разноименных производителей следует начинать с определения головного протокола обмена, то есть протокола информационного обмена того, производителя, на базе которого построена муниципальная система оповещения. Следует определить наличие и схему включения устройства запуска из линейки оборудования производителя ТСО для МСО. Произвести количественный и номенклатурный анализ ТСО и выявить перечень марок и моделей применяемых оконечных технических средств оповещения. В случае существенного количества однотипных моделей одного производителя, целесообразно рассмотреть перехват не на уровне оконечных ТСО, путем установки устройства запуска, а посредством установки пульта управления или блока централизованного управления, поддерживающего протокол информационного обмена доминирующего оборудования (отличного от МСО) на территории муниципального образования. При таком способе построения на основном пульте муниципальной системы оповещения часть информации о состоянии оконечных средств оповещения отображаться не будет, тем не менее, запуск технических средств оповещения, не входящие в состав МСО будет осуществляться с пульта управления (или АРМ) МСО. В случае, если оконечные ТСО мест массового пребывания людей путем совместного использования организационно включены в качестве ТСО муниципальной системы, то их перехват должен осуществляться непосредственно у оконечных ТСО.
 
Альтернативой установки пульта управления другого производителя, является использование оборудования, поддерживающего, помимо проприетарного протокола информационного обмена, протокол или протоколы других производителей. В этом случае обмен между пультом управления и оконечными ТСО ведется с использованием протокола, поддерживаемого оконечными ТСО. При использование такого технического решения крайне важным становится строгое выполнение требований пункта 5.1.8.2. ГОСТ Р 42.3.01−2021 «Гражданская оборона. ТСО. Классификация. Основные технические требования» об обязательном проведении совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий —
изготовителей ТСО. Напротив, в случае одностороннего заявления производителя о поддержке протокола информационного обмена другого производителя без его уведомления и проведения соответствующих испытаний и применение технического решения влечет снижение надежности доведения сигналов оповещения ниже допустимого предела. При этом вопрос использования не принадлежащих заявителю прав на результат интеллектуальной деятельности остается открытым.
 
Очевидно, что наиболее технически точным способом подключения оборудования различных производителей является применение получивших определение в пункте 3.28 ГОСТ Р 42.3.01−2021 устройств сопряжения, обозначенных как совокупность интерфейсов и (или) конструктивных средств для реализации функций взаимодействия технических средств оповещения. В соответствии со справочником технических средств оповещения, одобренного протоколом заседания Рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 20 декабря 2023 г. № 1 Устройства сопряжения технических средств оповещения представлены двумя номенклатурными единицами: блоком сопряжения П-161М РММ-8 БС, производства АО «НПФ «Сигма» и маршрутизатор-конвертером протоколов МКП-01, выпускаемого ООО «НПФ «КАМИН-Плюс».
В большинстве случаев использование блоков сопряжения может быть экономически оправдано для сопряжения оборудования различных производителей на участке АРМ-АРМ, и гораздо в меньшей степени АРМ-УЗ, АРМ-УУ.
В заключение
В заключение
Очевидно, что отсутствие универсального протокола информационного обмена является условием, способствующим появлению технических решений, не всегда имеющих под собой уверенную техническую или правовую основу. Однако, невзирая на то, что действие ГОСТ Р 42.3.05−2023 согласно пункта 1.3 распространяются и на находящиеся в эксплуатации и вновь разрабатываемые (модернизируемые) ТСО, полностью избежать применения решений, описанных выше, особенно для ТСО действующих не удастся. Ограничением в этом случае могут послужить технические особенности оборудования, используемого в составе действующих систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.