Не так давно, а точнее 12.03.2025 вышли новые Методические рекомендации по организации оповещения населения, которые вместе с письмом зам. министра МЧС от 25.03.2025 были направлены во все высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
По сравнению с предыдущими выпусками методических рекомендаций, эти оказались не столь объемными — всего шесть листов машинописного текста, исключая список рассылок и титульные листы. Однако, в данных методических рекомендациях проявился ряд весьма перспективных тенденций в сфере создания и поддержания в работоспособном состоянии систем оповещения населения.
Меня же привлек конкретный раздел и рекомендации:
«IV. Использование других технических средств передачи информации.В целях увеличения доли населения, своевременно получающего сигналы оповещения и экстренную информацию, могут также использоваться системы, предназначенные для оповещения работников и иных граждан, находящихся на территории организаций, системы домофонной связи, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 — 5 типов, системы этажного оповещения в многоквартирных домах, другие системы озвучивания помещений в общественных и производственных зданиях. При этом передача сигналов оповещения и экстренной информации в перечисленные системы может осуществляться путем сопряжения их с системами оповещения населения." Не знаю, читали ли?.. Прогнозировали ли такое развитие событий, особенно на фоне статей от Министра МЧС о применении домофонных систем в системах оповещения…
Вот ваш покорный слуга, прогнозировал и даже, похвастаюсь, выполнил аттестационные работы по решению с домофонами в рамках
проекта «Евразия» в 2021 году на базе оборудования Теодофон (г. Ижевск).
Ну да речь, в целом, хочу повести не об этом, как-то для меня пройденный этап, мне сейчас интересно другое. На мой взгляд, фраза из Методического пособия читается как разрешение задействовать любые голосовые сервисы в целях оповещения населения. Возможно я не прав, и читать надо буквально, но…
На любом предприятии существует великое множество видов связи: технологическая связь, громкоговорящая связь, PA GA, поисково-спасательная, ну в общем названий много, а суть-то одна. На территории предприятия, как минимум, вдоль технологической цепочки, уже установлены громкоговорящие устройства, а если уровень шума высок (свыше 100 dВa), то еще и лампы-вспышки для привлечения внимания. Заметьте, оконечные средства этих видов связи стоят ни где попало, озвучивая технологические установки и трубопроводы, а именно в точках расположения рабочих мест, и на территории наиболее вероятного нахождения людей.
Плюс к этому, использование переговорных устройств в повседневной жизнедеятельности всем персоналом добавляет им знание основных мест их расположения. А это значит, что при нештатной ситуации каждый сотрудник будет знать в какой точке он наиболее вероятно получит оперативную информацию. Чем не идеальная картина оповещения? Получается, что часть инфраструктуры для оповещения существует или создается параллельно.
Если я правильно прочитал Методичку, то системы ГГС можно и нужно задействовать в системах оповещения населения, значительно сокращая обязательные траты Заказчика на формирование голосовых сервисов в рамках законодательных требований. Плюс само расположение переговорных устройств систем технологической связи — неплохая подсказка проектировщикам ЛСО о местах сосредоточения людей. Ведь места расположения «переговорок» не что иное, как оцененное с точки зрения технологии место массового пребывания персонала.
Самое интересное, что решения по использованию сторонних систем уже есть, мало того, одно и тоже оборудование голосовых сервисов может выступать и аттестовано как ГГС, ЛСОН и СОУЭ 3-го типа. То есть, как в рекламе «три системы — в одном флаконе». Но, не буду указывать производителей все-таки не рекламная статья. Думаю, кому понадобится — легко найдет эту информацию на просторах интернета.
Но это только один производитель. Возможно, я не всех знаю. А остальные?
Помните, что написано в справочнике технических средств оповещения в аннотации к нему?
Позволю себе процитировать с небольшим рецензированием:
Указанные в справочнике технические средства оповещения населения разрабатывались с учетом требований межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации.Что это, как не ограничение на использование технических средств громкоговорящей, поисково-диспетчерской, вызывной и технологической связи? Если попробовать детально разобраться, то практически только один из комплексов, вышеперечисленных систем связи, проходил проверку на соответствие требованиям межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации с точки зрения систем оповещения населения. А все остальные нет. Добавим сюда еще и требование о необходимости с 01.06.2023 соответствия технических средств оповещения техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.10.2021 № 100 и становится как-то не по себе от тупиковости идеи использования альтернативных средств оповещения.
Что это? Недоработка на стыке нормативной документации? Злой умысел? Несостыковка? Предлагаю этот вопрос пока не ворошить, а присмотреться, какие возможности нам открывает действующая нормативная документация в сфере перехвата средств громкоговорящей связи.
Любимый наш ГОСТ Р 42.3.01−2021 в пункте 3.26 раскрывает понятие устройства запуска, управления и мониторинга (УЗУМ). Сообщает что это:
Специальное техническое устройство, осуществляющее управление оконечными средствами оповещения в целях передачи сигналов оповещения и экстренной информации, а также контроль работоспособности оконечных средств оповещения и сетей (каналов, линий) связи, используемых для их управления.Пока вроде противоречий при использовании УЗУМ для перехвата и передачи по сетям технологической и иным громкоговорящим средствам связи не прослеживается.
Обратимся к функциональному назначению устройств запуска, управления и мониторинга. Согласно пункту 4.4 того же ГОСТ Р 42.3.01−2021 они подразделяются:
- устройство запуска, управления и мониторинга технических средств звукового, речевого, персонального оповещения;
- устройство запуска (замещения) по цифровой эфирной наземной сети телерадиовещания;
- устройство запуска (перехвата) по сет/ям аналогового телерадиовещания:
- устройство запуска светодиодных экранов, полноцветных панелей и электронные табло типа «бегущая строка».
Давайте последние три пункта оставим на рассмотрение в будущих статьях, а поплотнее поработаем со средствами звукового, речевого, персонального оповещения. Рискую показаться любителем сыпать терминами и цитатами, но в таком сложном вопросе нам просто не обойтись без обращения к официальной терминологии:
Пункт 3.15 того же ГОСТ Р: приемник персонального оповещения — техническое устройство, предназначенное для индивидуального оповещения должностного лица и населения.
Пунктом 4.5 указано, что по функциональному предназначению в оконечных средствах оповещения выделяются технические средства речевого оповещения. Технические средства персонального оповещения, впрочем, тоже там присутствуют.
Похоже, нащупали… То есть, если рассматривать средства технологической связи предприятия, в качестве приемников персонального оповещения, а средства громкоговорящей, поисково-диспетчерской и вызывной связи как технические средства речевого оповещения, то при использовании для управления ими устройств запуска, управления и мониторинга включать их по командам ЛСО вполне себе возможно.
Единственное, что важно помнить, что к устройствам запуска, управления и мониторинга в рамках раздела 5.3 ГОСТ Р 42.3.01−2021 предъявляется пол десятка требований, среди них:
- определяется для каких целей служат УЗУМ;
- что должны обеспечивать УЗУМ;
- требования при замещении цифровой эфирной наземной сети телерадиовещания;
- обеспечиваемые параметры при перехвате по сетям аналогового телерадиовещания;
- взаимодействие при передаче информации оповещения с использованием видеопанелей и экранов.
Следовательно, сами устройства запуска, управления и мониторинга обязаны проходить проверку на соответствие межгосударственным стандартам и национальным стандартам Российской Федерации, а с 01.06.2026 и техническому регламенту Евразийского экономического союза, при этом к перехватываемым устройствам таких требований нормативной документацией не установлено.
Открытым остается вопрос о процедуре выполнения
акустического расчета таких систем оповещения, расчете охвата сотрудников и посетителей, находящихся в зоне их действия, а также обеспечении требований по их работе в условиях отсутствия штатного электроснабжения. Но это темы отдельных статей, а пока анонсирую еще одну тему/вопрос над которой работаю в настоящее время:
Возможно ли резервирование сервисов оповещения на аппаратном уровне без резервирования серверов?