Применение мобильных технических средств оповещения, подчиняется не меньшему количеству правил, для успешного выполнения задач по оповещению. Первым правилом, как и при оповещении носимыми средствами оповещения, является правильно ориентированный вектор излучения. С учетом того, что мобильные средства оповещения по уровню звукового давления превышают носимые на 20, 30, а в отдельных случаях и 40 дБ важно рассчитывать высоту их установки не только с точки зрения формирования требуемой
зоны адекватной идентификации информации, но и с учетом обеспечения
необходимой санитарно-защитной зоны вдоль вектора излучения.
При использовании технологичных мобильных средств оповещения уровень звукового давления возможно регулировать, а для мобильных средств оповещения без функции регулировки — расчет СЗЗ обязателен. Ввиду того, что мобильные средства оповещения применяются на большие расстояния, как по дорогам общего пользования, так и вне их, целесообразно периодически проверять проходимость маршрутов оповещения с учетом используемого типа транспортного средства, и своевременно восстанавливать их проходимость.
Правильным решением для снижения времени доведения информации является использование двух и более мобильных средств оповещения, установленных на одно транспортное средство. В этом случае, возможна установка с взаимным углом расположения векторов излучения каждого из комплектов от 90 до 180 градусов. Также немаловажным является вопрос ориентации вектора излучения мобильных средств оповещения, относительно направления движения транспортного средства. При выборе важно учитывать, с какой стороны от маршрута движения находится сосредоточение людей, есть ли возможность транзитного проезда через населенный пункт, доступна ли дорога по маршруту следования для проезда.
Например, при оповещении населенного пункта, доступного для транзитного проезда наиболее верным, при использовании одного мобильного ТСО, ориентировать его против хода движения транспортного средства, а при использовании двух — также против хода, но с отклонением 45−90 градусов от направления движения каждый. Расположение против хода движения, при возможности транзитного проезда через населенный пункт, дает ряд преимуществ, по сравнению с расположением по ходу.
Во-первых, набегающий поток воздуха не ограничивает излучение, и не снижает уровень звукового давления, а также не позволяет частицам пыли, каплям воды, и насекомым попадать внутрь концентрического канала рупора и тем самым не загрязняет его.
Во-вторых, звуковое поле, формируемое задним лепестком диаграммы направленности, имеет гораздо меньший уровень и меньшую разборчивость, но при расположении мобильного ТСО против хода транспортного средства выполняет функцию привлечения внимания. Это позволяет оповещаемому населению, к моменту, когда место оповещаемого населения окажется в зоне основного лепестка, уже занять наиболее удобную позицию для прослушивания сообщения (выйти из-за укрытия, из здания, отключить источники шума), что существенно повышает надежность доведения сигналов оповещения.
В случае, если населенный пункт не доступен для проезда, например, ввиду разрушенного моста или размытой дороги, ориентацию громкоговорителя мобильного средства оповещения, напротив, надо выбирать по ходу движения. Расположение по ходу движения позволит производить оповещение без необходимости присутствия транспортного средства в зоне оповещения.
Смена положения также справедлива, когда транспортное средство с мобильным средством оповещения движется по дороге справа или слева от населенного пункта.
Смена ориентации вектора излучения, в большинстве случаев, связана с необходимостью остановки транспортного средства и переустановки мобильного средства оповещения, что оказывает влияние на увеличение времени оповещения.
Для предотвращения задержек на смену вектора излучения целесообразно более тщательно планировать маршрут оповещения или применять устройство автоматического позиционирования.