Меню
Зуев Андрей Юрьевич
Автор:
МСОН
МСО
носимые ТСО
10 мин

Практика использования носимых средств оповещения в составе МСО

Оповещение труднодоступных и малонаселенных пунктов при построении и эксплуатации муниципальных систем оповещения практически всегда вызывает сложности. Об использовании для этих целей носимых средств оповещения — в статье.
Создание муниципальных систем оповещения тесно связано с необходимостью озвучивания отдаленных и труднодоступных малонаселённых пунктов. Зачастую количество проживающих в них имеет небольшую численность, а смежные инженерные системы (сети связи, электроснабжения) имеют малую степень проникновения.

Эти факторы, вкупе с необходимостью обеспечения сохранности и противодействия несанкционированному доступу накладывают существенные ограничения на установку стационарных оконечных технических средств оповещения. А последующие высокие эксплуатационные расходы, связанные прежде всего с логистикой существенно увеличивают время устранения неисправности и значительно увеличивают расходование средств на ЭТО.
 
Тем не менее, вопрос оповещения населения муниципального образования остается в зоне ответственности органов местного самоуправления и необходимость доведения сигналов оповещения и экстренных речевых сообщений даже в малонаселенных и удаленных пунктах сохраняется.
 
Разумной альтернативой стационарно устанавливаемым оконечным средствам оповещения для таких населённых пунктов представляется использование мобильных и носимых средств оповещения. Ранее в статье были подробно рассмотрены правовые аспекты использования мобильных носимых средств оповещения в составе муниципальных систем оповещения.
 
Методическими рекомендациями по организации оповещения населения (одобрены в марте 2025 г.) определено, что в населенных пунктах, не охваченных системами оповещения населения, а также с отсутствующей… инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения задействуются… мобильные и носимые средства оповещения. Опираясь на вышеуказанный методический документ, и на ряд ему подобных, при проектировании муниципальных систем оповещения, и органы исполнительной власти, и проектные организации применяют вышеуказанное правило для отдаленных и малонаселенных пунктов. При этом размер порога по численности населения и по удаленности от административного центра определяется на основании регионального законодательства и положения о муниципальной системе оповещения населения. Данный способ доведения сигналов до населения в большинстве случаев требует дополнительных технических и организационных мероприятий.
Технические мероприятия
Технические мероприятия
К техническим мероприятиям относят использование средств телефонной связи и оповещения по коммутируемым телефонным линиям, ответственных лиц за оповещения людей с использованием носимых средств оповещения на закрепленной территории. В большинстве случаев, технические мероприятия сводятся к установке программно-аппаратного комплекса, представляющего собой систему дозвона по коммутируемым телефонным линиям (телекоммуникационный сервер) на номера ответственных. Запуск телекоммуникационного сервера может производиться как в автоматизированном, так и в ручном режиме функционирования, в зависимости от определенного Положением о муниципальной системе оповещения и проектно-технической документацией МСО.
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия по использованию носимых средств оповещения имеют широкий спектр требований и действий, по сравнению с техническими, в части задействования носимых средств оповещения.

Перечень данных мероприятий также указывается в Регламенте Выдачи, хранения и использования носимых технических средств оповещения, входящих в состав муниципальной системы оповещения населения муниципального образования, который разрабатывается для каждой МСО и утверждается Главой администрации муниципального образования. В соответствии с регламентом определяется порядок выдачи и сдачи носимых средств оповещения, их проверки, обеспечения источниками автономного электропитания, хранения и использования. Инструктирование и обучение использованию носимых средств оповещения возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь, разработку вышеуказанных документов включают в состав обязательств специализированной организации.

Одним из значимых секторов организационных мероприятий является разработка текстов речевых сообщений и маршрутов движения при использовании носимых средств оповещения, а также расчет времени оповещения на основании вышеперечисленных данных.

Разработка текстов сообщений должна производиться с учетом точности передаваемой информации, однозначного ее толкования и минимизации длительности сообщения. При наличии в составе носимого средства оповещения функции предварительной записи речевого сообщения целесообразно предварительно подготовленные и обработанные речевые сообщения записать в память носимого средства оповещения.
Разработка маршрута оповещения
Разработка маршрута оповещения
Определение маршрута оповещения следует производить исходя из двух показателей:
  • скорость нарастания доли оповещённого населения;
  • общее время оповещения населения.
С целью наибольшей реализации первого показателя начало маршрута оповещения целесообразно устанавливать из района населенного пункта с наибольшей плотностью населения с последовательным охватом районов с уменьшающейся плотностью населения вплоть до минимальной.

Для наибольшего соответствия второму показателю, маршрут движения при использовании носимых средств оповещения, необходимо предусматривать с учетом его наименьшей протяженности. С этой целью следует избегать прокладки маршрута оповещения два и более раза по одним участкам. Исключение составляет случай, при котором оповещение производится по разные стороны относительно направления движения по маршруту. Для первичной прокладки маршрута целесообразно использование программных комплексов или сервисов по построению пешего маршрута с обязательным дальнейшим их уточнением с учетом топографических и демографических особенностей на оповещаемой территории. Важным условием своевременности оповещения населения с использованием носимых средств оповещения, помимо их исправности, является сохранение темпа движения, маршрута и точности при трансляции текста заранее подготовленного речевого сообщения.
Расчет длительности речевого сообщения
Расчет длительности речевого сообщения
Длительность речевого сообщения следует рассчитывать исходя их скорости движения по маршруту оповещения и ширины диаграммы направленности применяемого носимого средств оповещения. Длительность речевого сообщения, циклически повторяемого при оповещении, не должна превышать времени прохождения (при пешем оповещении) со средней скоростью 5 км/ч отрезка маршрута равного наибольшей ширине диаграммы направленности носимого средства оповещения. Например, при наибольшей ширине диаграммы направленности, рассчитанной для среднего уровня шума на оповещаемой территории 20 метров и скорости движения 1,4 м/с (5 км/ч) время прохождения отрезка маршрута, составит 14 секунд. При среднем темпе речи 70 слов в минуту (для размеренного темпа доведения информации) количество слов за период 14 секунд составит 16. В случае недостаточности информационной емкости 16 слов для доведения информации, целесообразно использование более мощных носимых средств оповещения с большей шириной диаграммы направленности. Не рекомендуется увеличение темпа речи, ввиду снижения ее разборчивости. Также не рекомендуется снижение скорости движения при использовании носимого средства оповещения ввиду снижения показателей по скорости нарастания доли оповещенного населения и увеличения общего времени оповещения населения. Тексты сообщений необходимо предварительно разработать для наиболее вероятных сценариев оповещения. Для остальных сценариев целесообразна подготовка шаблона сообщения, по которому должно составляться оперативное сообщение.
Выбор места хранения носимых средств оповещения
Выбор места хранения носимых средств оповещения
При выборе мест хранения носимых средств оповещения целесообразно придерживаться правила их расположения в безопасном месте, в зоне наиболее вероятного присутствия лиц, их задействующих, в районах оповещения с наибольшей численность населения, с целью получения наиболее высокого показателя скорости нарастания доли оповещённого населения. В месте хранения обязательно наличие заранее подготовленных текстов сообщений, шаблонов для составления оперативных сообщений, не предусмотренных заранее подготовленными сценариями. Также в месте хранения носимых средств оповещения должны находиться планы с маршрутом (маршрутами) движения при оповещении населения и инструкция по задействованию носимого средства оповещения. Комплект, помимо самого носимого средств оповещения, и вышеуказанных документов с сообщениями и маршрутами должен включать запас элементов питания, обеспечивающих в соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 42.3.01−2021 непрерывную работу не менее 2 ч без подзарядки и 6 ч от дополнительных элементов питания или подзарядки в соответствии с эксплуатационно-технической документацией предприятия-производителя.
Выводы
Выводы
Носимые средства оповещения подчас являются чуть ли не единственным техническим средством оповещения на определенных территориях, создание или оперативное восстановление работоспособности стационарно устанавливаемых оконечных ТСО, на которых невозможно. Ввиду особенностей использование носимых ТСО в ручном режиме большую роль в своевременности оповещения населения вносит «человеческий фактор», вследствие чего крайне необходима предварительная разработка вышеуказанных документов и механизма контроля за их исполнением. Только в случае достаточного комплекта разработанной документации по использованию и хранению носимых средств оповещения, ее полному изучению ответственными лицами, отработки действий при различных сценариях оповещения и контролем за соблюдением разработанных регламентов вероятность своевременного оповещения населения будет близка к расчетным показателям.