Муниципальная система оповещения, как и любая, технически сложная система, при своей эксплуатации имеет ряд ограничений и правил, соблюдение которых нереализуемо без осуществления расходов на ее содержание. Многие статьи расходов, такие как оплата электроэнергии, очевидны и прогнозируемы, другие: такие как оплата каналов связи и расходы на пополнение ЗИП, — часто становятся неприятным сюрпризом. И если затраты на аварийно-восстановительный ремонт психологически принимаются как неизбежное, вследствие повреждения технических средств оповещения внешними факторами, то расходы на проведение планово-предупредительного ремонта часто встречают сопротивление. Анализ расходов на эксплуатацию технических средств оповещения МСО явно показывает, что в большинстве случаев структурированного понимания расходов на услуги контрагентов в нормативной документации не представлено. Отсутствие материалов по данной проблеме приводит к несвоевременному или неполному эксплуатационно-техническому обслуживанию, что оказывает непосредственное влияние на готовность муниципальной системы оповещения к выполнению задач по предназначению. Цель статьи — восполнить пробел в вопросах планирования расходов, возникающих при эксплуатации муниципальных систем оповещения и повысить надежность функционирования МСО за счет своевременного проведения мероприятий.
Затраты, возникающие в процессе эксплуатации ранее построенных технических средств оповещения муниципальной системы оповещения целесообразно разделить на четыре группы.
Отнесение затрат к конкретной группе производится на основании критериев, периодичности их возникновения, контрагенту в отношении которого они возникают, и типу операций или услуг необходимых при эксплуатации МСО:
- Затраты на эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
- Затраты на предоставление ресурсов для функционирования технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
- Затраты на подготовку и сопровождение административноо-распорядительной документации в процессе функционирования технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
- Затраты на планово-предупредительный и аварийно-восстановительные ремонты технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
Затраты первой, второй и третьей группы носят периодический, как правило ежемесячный, характер, в то время как затраты на группу 4 — эпизодический характер, по мере возникновения потребности.