Меню
Автор:
Зуев Андрей Юрьевич
МСО
ЭТО
планирование
расходы
Затраты, сопутствующие эксплуатации муниципальных систем оповещения
8 мин
Ввод в эксплуатацию технических средств оповещения сопряжен с переходом муниципальной системы оповещения в новое качество. В связи с началом эксплуатации муниципальной системы оповещения возникает ряд затрат, планирование бюджета на которые не всегда осуществляется своевременно.
Муниципальная система оповещения, как и любая, технически сложная система, при своей эксплуатации имеет ряд ограничений и правил, соблюдение которых нереализуемо без осуществления расходов на ее содержание. Многие статьи расходов, такие как оплата электроэнергии, очевидны и прогнозируемы, другие: такие как оплата каналов связи и расходы на пополнение ЗИП, — часто становятся неприятным сюрпризом. И если затраты на аварийно-восстановительный ремонт психологически принимаются как неизбежное, вследствие повреждения технических средств оповещения внешними факторами, то расходы на проведение планово-предупредительного ремонта часто встречают сопротивление. Анализ расходов на эксплуатацию технических средств оповещения МСО явно показывает, что в большинстве случаев структурированного понимания расходов на услуги контрагентов в нормативной документации не представлено. Отсутствие материалов по данной проблеме приводит к несвоевременному или неполному эксплуатационно-техническому обслуживанию, что оказывает непосредственное влияние на готовность муниципальной системы оповещения к выполнению задач по предназначению. Цель статьи — восполнить пробел в вопросах планирования расходов, возникающих при эксплуатации муниципальных систем оповещения и повысить надежность функционирования МСО за счет своевременного проведения мероприятий.
 
Затраты, возникающие в процессе эксплуатации ранее построенных технических средств оповещения муниципальной системы оповещения целесообразно разделить на четыре группы.

Отнесение затрат к конкретной группе производится на основании критериев, периодичности их возникновения, контрагенту в отношении которого они возникают, и типу операций или услуг необходимых при эксплуатации МСО:

  1. Затраты на эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
  2. Затраты на предоставление ресурсов для функционирования технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
  3. Затраты на подготовку и сопровождение административноо-распорядительной документации в процессе функционирования технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;
  4. Затраты на планово-предупредительный и аварийно-восстановительные ремонты технических средств оповещения муниципальной системы оповещения;

Затраты первой, второй и третьей группы носят периодический, как правило ежемесячный, характер, в то время как затраты на группу 4 — эпизодический характер, по мере возникновения потребности.
Затраты на эксплуатационно-техническое обслуживание
Затраты на эксплуатационно-техническое обслуживание
Эксплуатационно-техническое обслуживание муниципальной системы оповещения осуществляется на основании и в соответствии с требованиями «Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» введённого совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 579/366.

Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя мероприятия по поддержанию технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения в работоспособном состоянии. Поддержание работоспособности МСО обеспечивается за счет выполнения мероприятий по предупреждению износа механических элементов и электрических параметров от норм, предусмотренных нормативной документацией, проектными решениями и рекомендациями по эксплуатации заводов-изготовителей. А также своевременным устранением неисправностей и проведением анализа причин их вызвавших.

Мероприятия по регламентному облуживанию включают в себя три основных вида технического обслуживания ежедневное, техническое обслуживание ТО-1 и техническое обслуживание ТО-2. Дополнительными видами технического обслуживания являются сезонное техническое обслуживание и техническое обслуживание ТСО находящихся на хранении в случае, если такие виды обслуживания предусмотрены заводом-изготовителем или режимом и условиями эксплуатации технических средств оповещения.

Также в рамках выполнения эксплуатационно-технического обслуживания выполняется текущий ремонт и использованием ЗИП и мероприятия по учету и пополнению ЗИП.
Операции при осуществлении эксплуатационно-технического обслуживания определяются технологическими картами по выполнению регламентных работ, которые предоставляются заводом-изготовителем или разрабатываются специализированной организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание. Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию тарифицируется на основании расценок организаций их осуществляющих. Периодичность оплаты определяется муниципальным контрактом на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию.

Распространенным заблуждением является мнение, что осуществление эксплуатационно-технического обслуживания в период действия гарантийного срока не требуется. Такое мнение не верно, так как гарантийные обязательства подразумевают ответственность производителя и/или поставщика услуг, в данном случае монтажной организации, по устранению дефектов, допущенных при производстве оборудования или при его монтаже. Более того, отсутствие своевременного эксплуатационно-технического обслуживание является не только нарушением требований Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, но и нарушением условий эксплуатации оборудования, что может повлечь выход оборудования из строя. При этом, если будет установлено, что причиной выхода оборудования из строя в период гарантийного срока является отсутствие или несвоевременное выполнение технического обслуживания, повлекшее работу оборудования за рамками нормального режима эксплуатации, то в обеспечении гарантийного восстановления работоспособности оборудования или системы может быть отказано.
Затраты на ресурсы
Затраты на ресурсы
В процессе эксплуатации технических средств оповещения производится потребление ресурсов. Наиболее известные и явные: электроэнергия, необходимая для работы ТСО, каналы связи, для обеспечения взаимодействия между элементами МСО (пультами, и оконечными средствами оповещения), затраты на аренду площадей размещения ТСО. Также для мобильных средств оповещения следует учитывать ресурсные затраты на топливо для транспортного средства или затраты на его аренду.

Затраты на каналы связи являются наиболее прогнозируемые ввиду того, что тарифы на каналы связи у оператора в большинстве случаев регулируются тарифами, установленными в организации-операторе. Тому же принципу прогнозирования подчиняется и оплата аренды территории или сооружений при размещении ТСО вне объектов или территории, находящейся в муниципальной собственности. Несколько сложнее прогнозировать затраты на электроснабжение ввиду того, что в режиме трансляции сигналов оповещения и речевого сообщения оборудование системы оповещения потребляет существенно больше, чем в режиме ожидания, а спрогнозировать количество сеансов оповещения в отчетный период практически невозможно. При этом, основным методом расчета затрат на электроэнергию является усреднение показателей за прошедший период на аналогичных технических средствах оповещения.

Как правило, для оказания услуг связи заключают договор с оператором связи, присоединенным к региональной системе оповещения, или оператором связи, оказывающим услуги связи на территории муниципального образования.

Затраты на электроэнергию в большинстве случаев включат в общий договор с энергоснабжающей организацией. Договоры аренды, заключают индивидуально с каждым собственником, на территории которого располагаются технические средства оповещения, а расходы на транспортировку мобильных средств оповещения как правило учитывают в статье общей хозяйственной деятельности администрации.
Затраты на подготовку и сопровождение административноо-распорядительной документации
Затраты на подготовку и сопровождение административноо-распорядительной документации
Одна из самых неочевидных групп затрат, которая возникает после ввода системы оповещения в эксплуатацию. Во время ввода и в процессе эксплуатации должны быть разработаны определенный перечень документов административного, технического и распорядительного характера. Совокупный перечень документов на момент написания статьи без малого составляет четырех десятков документов различной сложности: от простых постановлений и распоряжений на уровне администрации муниципального образования, до достаточно объемных и ресурсоемких положений и паспортов МСО. Зачастую, составление и ведения документов технического характера, касающихся эксплуатационно-технического обслуживания, администрация включат в обязанности организации, осуществляющей ЭТО муниципальной системы оповещения. Однако, даже в этой части документации, часто наблюдаются противоречивые точки зрения ввиду того, что перечень документов относящихся к ЭТО перечислен в Положении по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, введенного МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 579/366, но для полноценной эксплуатации оборудования и учета технических средств оповещения населения его не всегда достаточно. Разумеется, что составление административной и распорядительной документации в полной мере ложится на плечи специалистов администрации муниципального образования. Полного перечня такой документации, собранного в едином документе, и своевременно подверженного актуализации при обновлении нормативной документации, попросту не существует. Ввиду этого, работа по составлению и актуализации пакета административно-распорядительной, а также пакета технической документации, достаточно часто перекладывается на плечи специализированной организации. Проблема в отношении этой группы расходов состоит в том, что до момента начала эксплуатации и первых проверок со стороны контролирующих органов, о необходимости составления административно-распорядительной документации мало кто задумывается.
Затраты на планово-предупредительный и аварийно-восстановительные ремонты
Затраты на планово-предупредительный и аварийно-восстановительные ремонты
Одна из самых непредсказуемых, но и самых редких по частоте возникновения статей. Данные расходы следует при рассмотрении разделить на две составляющие:
  • аварийно-восстановительный ремонт;
  • планово-предупредительный ремонт;

Величина и частота возникновения расходов на аварийно-восстановительный ремонт слабо поддается прогнозированию. Расчет данного вида расходов тем точнее, чем большее количество однотипных технических средств оповещения применяется в рамках одной муниципальной системы оповещения, и чем больший временной период возникновения аварий анализируется.
Планово-предупредительный ремонт, напротив, может быть рассчитан с высокой степенью точности. Расчет ведется на основании рекомендаций по превентивному выполнению операций по замене элементов и узлов, срок эксплуатации которых на исходе. К сожалению, в большинстве случаев, затраты на планово-предупредительный ремонт рассматриваются как неоправданное расходование средств. Такой подход приводит к тому, что несвоевременно проведенный планово-предупредительный ремонт, становится причиной необходимости проведения аварийно-восстановительного ремонта, расходы на который могут существенно превышать ППР. Наиболее заметным примером проведение планово-предупредительного ремонта является предупредительная замена аккумуляторных батарей источников бесперебойного питания, используемых для обеспечения автономной работы ТСО на период отсутствия штатного электроснабжения. В большинстве случаев замене повергаются аккумуляторы, которые не только не обеспечивают работу в автономном режиме, но и своим негативным состоянием влияют на работу технических средств оповещения при стандартной схеме электроснабжения.
Заключение
Заключение
Планирование расходов, возникающих при эксплуатации муниципальных систем оповещения, трудоемкий вопрос, требующий от специалистов администрации муниципального образования высоких знаний в области построения и эксплуатации систем оповещения населения, а также умении анализировать расходы предыдущего периода эксплуатации, как муниципальной системы оповещения своего муниципального образования, так и сопредельных муниципальных образований. В помощь при планировании представлен документ, в котором собраны основные группы расходов, описанные в этой статье.