Меню
Шкурлов Александр Анатольевич
Автор:
каналы связи
7 мин

Правовая сторона использования каналов связи для систем оповещения населения

При создании систем оповещения, достаточно больше внимание уделяется технической стороне вопроса организации каналов связи. Однако, правовая сторона вопроса, устойчивость функционирования каналов связи, часто остаются за кадром. В статье подробно разбираем «подводные камни» этой проблемы.

МСО
Создание муниципальных систем оповещения (МСО) населения достаточно сложный и разносторонний процесс. Работу МСО обеспечивает множество смежных инженерных систем, таких как: электроснабжение, заземление и молниезащита, системы кондиционирования и вентиляции, ограничения доступа и, разумеется, сеть связи. В комплексе мероприятий по созданию МСО принимает участие достаточное количество монтажных и эксплуатирующих организаций, обеспечивающих функционирование смежных систем в пределах эксплуатационных параметров, каждая из организаций должна обладать соответствующими компетенциями и квалификацией специалистов, закрывающих свой фронт работ.
 
В подавляющем большинстве случаев, муниципальные системы оповещения представляют структуру, построенную по распределенному принципу, при которой командный комплекс взаимодействует с предусмотренным проектом количеством оконечных устройств в местах массового пребывания людей, территориально разнесённых в административных границах муниципального образования. Для правильного взаимодействия этих компонентов в составе единого комплекса необходимо объединить их каналами связи образующих сеть связи муниципальной системы оповещения населения. При разработке проектно-технической документации муниципальных систем оповещения сеть связи под нужды МСО не создается, а используется существующие ресурсы операторов связи, оказывающих услуги соответствующего уровня на проектируемой территории.
 
В процессе создания муниципальной системы оповещения на территории крупного населённого пункта, районного или административного центра муниципального образования, как правило, проблем с организацией каналов связи не возникает, так как на данной территории представлено более одного оператора связи, имеющие достаточно разветвлённую сеть своих узлов и линий. В основном, это операторы связи, которые оказывают телематические услуги связи населению и организациям, расположенным на территории муниципального образования.
 
Основная деятельность таких операторов ориентирована на предоставлении услуг связи в мирное время и при отсутствии воздействия факторов чрезвычайной ситуации, а перерывы в предоставлении услуг связи не несут угрозы жизни и здоровью людей и, часто, не оказывают особого влияния на технологические процессы предприятий и организаций и повседневную жизнедеятельность населения. Следовательно, построение сетей операторов, количество узлов резервирования, топология сети, линейных сооружений и иных сооружений связи более ориентирована на фактор быстрого развертывания канала для оказания коммерческой услуги и снижения издержек на содержание канала связи, а не на работу в условиях отличных от повседневной жизнедеятельности.
 
С учетом того, что стандартные сети связи не имеют отдельных каналов резервирования, а также не обеспечивают работу в условиях чрезвычайных ситуаций и времени действия особого периода, стоимость услуг, как правило, невелика, что является одним из основных факторов, при выборе операторов для предоставления услуг связи, в том числе, направленных на обеспечение функционирования муниципальных систем оповещения. Выбор оператора связи, предоставляющего каналы связи для нужд муниципального образования в большинстве, случаев производится на конкурсной основе, при этом, стоимость канала связи, имеет решающее значение.
 
Однако, исходя из задач, поставленных перед муниципальными системами оповещения, очевидно, что данная система, в первую очередь, должна оказывать устойчивая функционирование в условиях чрезвычайной ситуации и, особенно, в условиях ведения боевых действий или во время действия особого периода. При этом, использование каналов связи, построенных на сетях, не предназначенных для функционирования в режиме ЧС или на особый период, само по себе противоречит сути и смыслу построения муниципальной системы оповещения и задач ею решаемых.
 
Выбор организации (оператора связи), способного оказывать услуги связи на достаточном для функционирования МСО во всех режимах уровне сопряжен с двумя серьезными проблемами:
  • определение критериев, которым должен соответствовать оператор связи;
  • определение действительного соответствия оператора этим критериям. 
Другими словами, администрации муниципального образования в первую очередь важно понять, какие «качества» оператора следует указать в требованиях к участнику конкурсных процедур для того, чтобы услуги связи могли быть оказаны в любом режиме функционирования и при любых ситуациях, а во вторую очередь необходим набор критериев и система оценки соответствия оператора связи заданным критериям.
 
Как только требования и критерии оценки соответствия требованиям будут определены, а затем указаны в техническом задании на оказание услуг связи для муниципальной системы оповещения, так существенно повысится вероятность того, что организация (оператор связи) сможет в полной мере обеспечивать МСО каналами. Основной же ошибкой при составлении технического задания на оказание услуг связи, является то, что администрацией муниципальных образований не указываются требования к оператору связи, особенно к обеспечению работы в условиях, отличных от повседневного режима жизнедеятельности. Такими требованиями могут выступать, например, наличие мобилизационного задания, как возможность оказания услуг на особый период, наличие ресурсов, как человеческих, так и материально-технической базы для обеспечения работы каналов связи и своевременного восстановления их работоспособности во время ЧС и в процессе её ликвидации. Часто, например, в техническом задании не указаны такие очевидные требования, как наличие соответствующей (именно советующей, а не любой из всего множества) лицензии на оказание услуг связи. Очевидно, что при таких неконкретных требованиях технического задания говорить о надежности функционирования МСО не только во время ЧС, но и в повседневной жизнедеятельности не приходится.
 
Такие действия приводят к тому, что в большинстве конкурсных процедур выбор производится в пользу операторов, оказывающих услуги связи в обычном режиме.  При этом, произвести проверку функционирования оператора и проверить надежность оказываемых им услуг в условиях чрезвычайной ситуации и, тем более, в условиях особого периода или введения боевых действий не представляется возможным. Складывается ситуация, при которой одним из самых слабых мест функционирования муниципальных систем оповещения является использование каналов связи не подготовленных операторов, что приведёт к полной неработоспособности муниципальной системы оповещения при воздействии одного или комбинации вышеперечисленных условий.
 
Последнее время при проверке муниципальных систем оповещения, органы прокуратуры и органы надзора начали обращать внимание на использование каналов связи, с гарантированной возможностью оказания услуг операторами в условиях чрезвычайной ситуации и на особый период. Проводимые проверки выявили еще одну очень опасную тенденцию создания сетей связи для муниципальных систем — это самостоятельная организация сети на каналах сотовых операторов связи с применением бытовых sim-карт или выделенного пула sim-карт приобретаемых у операторов сотовой связи. Ситуация может быть осложнена тем, что оказание услуг оператором производится без явного указания в договоре с оператором связи функционирование sim-карт в чрезвычайной ситуации и в особый период, а также при проведении антитеррористических мероприятий. Очевидно, что использование обычных бытовых sim-карт для построения сети муниципальной системы оповещения приведёт к тому, что в условиях проведения антитеррористических мероприятий данные sim-карты будут отключены от сети, что не позволит использовать сеть для обеспечения каналами связи муниципальную систем оповещения.
 
В заключение хотел бы обратить внимание администрации муниципальных образований что при составлении технического задания на организацию каналов связи и выбора поставщика этих услуг в отдельных случаях для отдельных объектов целесообразно указывать наличие лицензий, выданных ФСБ России на работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также наличие мобилизационного задания оператору связи. Однако, зачастую проконтролировать наличие данных сведений на этапе выбора поставщика невозможно, вследствие этого целесообразно придерживаться простого порядка действий: 
обратиться письменно или к сведениям на официальном сайте органа исполнительной власти, отвечающего за создание и функционирование системы оповещения населения и выяснить, какие операторы связи предоставляют услуги по организации каналов связи на вышестоящем уровне. Совершенно очевидно, что оператор связи, оказывающий услуги на более вышестоящем уровне будет соответствовать и уровню муниципальной системы оповещения. На основании критериев, предъявляемой конкурсной документацией к оказанию данного вида услуг составить требования к услугам связи на уровне муниципальной системы оповещения.
 
Использование услуг операторов связи, присоединённых к РСО Ленинградской области также целесообразно на уровне муниципальной системы оповещения в случае включения систем оповещения, построенных в рамках строительства объектов капитального строительства. В этом случае, сеть муниципальной системы оповещения будет интегрирована с каналами связи, используемыми на участке от командного комплекса муниципальной системы оповещения до системы оповещения объекта капитального строительства. Такой способ подключения позволит увеличить охват муниципальной системы оповещения за счет зоны оповещения, формируемой системой оповещения объекта.
 
В заключении хочу отдельно отметить: выбор поставщика услуг связи и определение перечня критериев к его выбору безусловно остается за администрацией муниципального образования, как и ответственность за сделанный выбор.