Впервые, термин оценка эффективности топологии оконечных средств оповещения населения появился в ГОСТ Р 55 199−2012 «Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения».
Этот ГОСТ Р был веден впервые, и со времени своего появления вызывал большие трудности, в части своего применения. Начиная с того, какие параметры по эффективности топологии являются приемлемыми, и заканчивая методиками расчета эффективности.
Также весьма спорным был пункт 3.4
«Во всех точках зоны адекватной идентификации речевого сигнала оповещения уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных устройств коллективного оповещения, рассчитываемый для высоты 1.5 м над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других оконечных устройств коллективного оповещения и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны.». Обеспечить выполнение данного требования, особенно в условиях плотной городской застройки вовсе не представлялось возможным. Тем не менее, это был один из немногих пунктов нормативной документации в сфере систем оповещения населения в котором впервые упоминалась высота оценки уровня звукового давления — 1,5 метра, соответствующая высоте уха человека среднего роста. Также, следующим пунктом 3.5 впервые установлены ограничения уровня звукового давления 120дБА в зоне озвучиваемого пространства, ставшими основой для определения санитарно-защитной зоны.
В 2024 году Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» был разработан ГОСТ Р 42.3.06−2024 «Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных средств оповещения населения. Общие требования». При всей схожести в названии, новый ГОСТ Р полностью переработанный стандарт, содержащий в себе более конкретные требования
по расчету эффективности топологии, санитарно-защитных зон, а также устанавливающий
порядок проведения измерений уровня постоянного шума и уровня сигнала систем оповещения населения.
Важным аспектом ГОСТ Р 42.3.06−2024 стал пункт 4.5
«Оцениваемая эффективность топологии ОСО считается удовлетворительной при значении дроби… не менее 0,75 в зоне оповещения при адекватном восприятии населением речевой экстренной информации от звуковых и речевых ОСО». Именно 0,75 выраженное в процентном выражении (75%) является одним из основных критериев отнесения муниципальной системы оповещения населения к категории «Готова к использованию по предназначению» на основании пункта «И» Оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению, указанным в Приложении № 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 578/365. Таким образом, показатель оценки эффективности топологии оконечных средств оповещения стал не только критерием, используемым при разработке, рассмотрении и/или оценки раздела 5 «Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения» проектно-технической документации на создание, реконструкцию системы оповещения населения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», но и одним из основных ориентиром при эксплуатации систем оповещения населения.
Сам же принцип проведения оценки эффективности оконечных средств оповещения населения достаточно подробно описан во второй части статьи 3.6. «
Расчет зон звукопокрытия оконечными средствами звукового оповещения», приведенной в «Методических рекомендациях по созданию и реконструкции систем оповещения населения», утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
Методическими рекомендациями предусматривается расчет оценки эффективности по площади и по населению. Суть первого метода, сводится к расчету соотношения площади адекватной идентификации сигналов оповещения и экстренной информации к площади зоны оповещения. То есть, фактически указывает насколько полно предусмотренные проектно-технической документацией оконечные средства оповещения обеспечивают озвучивание требуемой зоны. Очевидно, что при равномерном распределении населения по озвучиваемой территории, полученный результат будет равен охвату населения средствами оповещения. Такой вариант встречается в районах ИЖС застройки и применяется при расчете охвата населения муниципальных систем оповещения.
В большинстве же случаев, плотность населения имеет неравномерный характер, в связи с чем, применение средней плотности населения, для расчета эффективности топологии оконечных средств оповещения и, как следствие, расчета охвата населения средствами системы оповещения, неприменимо. Для решения задачи по расчету эффективности топологии оконечных устройств оповещения и вычислению, на основе полученных данных, долю охвата населения техническими средствами оповещения необходимо принимать во внимание не среднюю плотность населения, а средневзвешенную.
Отличие средневзвешенной от средней плотности состоит в том, что при средневзвешенной плотности в расчет принимается минимальная площадь территории, для которой плотность населения является равномерной. Последовательно выделяются участки, для которых плотность населения является постоянной. На такие участки, с равномерной плотностью населения делится вся площадь, для которой производится оценка топологии оконечных средств оповещения. Технологически процесс оценки эффективности топологии достаточно ресурсоемкий, как сточки зрения вычислительных операций, так и с точки зрения времени на его выполнение. Наибольшую сложность выполнение оценки представляет в случае отсутствия средств автоматизации и выполнение работ ручным способом.
Очевидно, что оценка эффективности топологии оконечных средств оповещения набольший вес имеет при проектировании муниципальных систем оповещения. В то время как, оценка охвата населения средствами муниципальной системы оповещения представляет наибольший интерес, при ее эксплуатации, причем как для администрации муниципального образования, так и для органов, уполномоченных на выполнение контроля за эксплуатацией муниципальных систем оповещения.
При создании муниципальных систем оповещения, данный процесс не происходит одномоментно, а предусматривает последовательную
установку оконечных средств оповещения населения в течение определенного времени. В отдельных случаях данный процесс может занимать два, три, четыре и более лет.
При этом перед администрацией муниципального образования стоит задача по решению двух вопросов:
- определение порядка установки оконечных средств оповещения с наибольшей эффективностью;
- расчет охвата населения средствами оповещения по завершению каждого из этапов.
Первый из них решается достаточно просто по принципу первоочередной установки оконечных средств оповещения
в районах с наибольшей плотностью населения. А второй вопрос вызывает больше сложностей ввиду того, что требует знания специальных методик, не всегда доступных сотрудникам администрации. Услуги по расчету охвата населения средствами оповещения выполняются специализированными организациями. Тем не менее, целесообразность выполнять такие расчеты появляется тогда, когда охват населения приближается к 65%, то есть МСО, при выполнении прочих условий может быть признана как минимум «ограничена готова» к выполнению задач по оповещению населения.
Выполнение расчета охвата населения целесообразно производить последовательно, увеличивая точность расчетов. Это позволит снизить трудозатраты по более точному расчету в случае, если показатели по охвату населения еще далеки от 65%.