Подключение объектов капитального строительства к Региональной системе оповещения населения Ленинградской области (РСО ЛО) осуществляется на основании технических условий, выдаваемых Государственным казенным учреждением «Объект № 58 Правительства Ленинградской области» (ГКУ «Объект № 58») с 2009 года по настоящее время. Выдача технических условий производится на основании запросов Заказчиков строительства, Застройщиков, генеральных проектировщиков на основании документов удостоверяющих право осуществления запросов технических условий. Как правило, срок выдачи технических условий не превышает 10 рабочих дней, а срок их действия до момента продления — не мнее 3 лет. Продление технических условий осуществляется по инициативе Заказчика или уполномоченного Заказчиком строительства лица на основании запроса. В большинстве случаев, при продлении технических условий требования не изменяются или изменяются незначительно. Зачастую корректировка требований, указанных в ТУ связана с изменениями требований нормативной документации, вводом в эксплуатацию или завершением эксплуатации отдельных сегментов РСО ЛО, началом или окончанием использования отдельных технологий, типов каналов связи или протоколов взаимодействия технических средств оповещения.
Вследствие вышеперечисленных причин в перечень требований по подключению к РСО ЛО объектов капитального строительства периодически вносятся корректировки и уточнения, как в части использования применяемых протоколов обмена и типов каналов сопряжения с вышестоящим уровнем, так и в части технических решений, по используемому оборудованию и топологии построения систем оповещения объектов. Большинство требований, указываемых технических условий, относятся к вновь выдаваемым и продлеваемым техническим условиям и распространяются на ранее выданные технические условия, лишь в случаях существенных изменений технической политики (например, отмена используемой технологии вследствие устаревания или обнаружения неисправимой уязвимости, снижающей надежность сети оповещения РСО ЛО), существенного изменения требований нормативной документации или изменения конфигурации и возможности сети оповещения РСО ЛО.
В 2023 году ГКУ «Объект № 58» были завершены работы по организации каналов связи региональной системы оповещения населения до всех муниципальных образований 1 уровня (городских и сельских поселений), а с 1 января 2024 года начато их предоставление на регулярной основе. Муниципальные системы оповещения (МСО), с вводом каналов подключения к ЕДДС муниципальных районов, получили возможность быть включенными в состав РСО ЛО в автоматизированном режиме, что повлекло существенный рост муниципальных систем оповещения, вводимых в эксплуатацию. На дату написания статьи их количество составило более 80 муниципальных систем оповещения. Все городские и сельские поселения Ленинградской области приступили к созданию и развитию МСО на своих территориях. Планом приведения в готовность РСО ЛО предусмотрено завершение создания всех МСО на территории Ленинградской области до конца 2025 года.
Ввод в эксплуатацию муниципальных систем оповещения послужил триггером к более сбалансированному развитию систем оповещения строящихся и действующих объектов на территории соответствующих муниципальных образований. Предпосылки к корректировке схем подключения систем оповещения объектов с массовым пребыванием людей, объектов экономики, социального и делового назначения, промышленных объектов послужили поводом к пересмотру требований технических условий в части подключения к РСО ЛО. При этом фокус внимания, как у администраций муниципальных образований, так и у представителей объектов сместился в сторону подключения систем оповещения к введённым в эксплуатацию муниципальным системам оповещения.
Развитие муниципальных систем оповещения проявило еще одну проблему, связанную с активной застройкой на территории муниципальных образований объектов жилого и нежилого назначения — наложением зон оповещения от различных систем. Также выявилась и обратная проблема — образование «белых пятен» в зонах озвучивания на территориях, на которых невозможно или сложно организовать размещение стационарных средств оповещения ввиду высокого темпа развития объектов и миграции населения в места завершенной застройки. Особенно ярко эта проблема проявляется при квартальной и точеной застройки жилого назначения и крупных предприятий.
Еще одной, выявленной в процессе разбора результатов эксплуатации систем оповещения, существенной проблемой явилось отсутствие возможности использования иных источников доведения сигналов оповещения в случае выхода из строя системы оповещения объекта или канала подключения к вышестоящему уровню.
Ряд вышеперечисленных проблем побудил осуществить корректировку требований технических условий на подключение к РСО ЛО объектов капитального строительства и реконструкции. Как ранее упоминалось, требования, указанные во вновь выданных и продленных технических условиях, будут носить обязательных характер для их исполнения заявителем. В отношении ранее выданных технических условий в период их действия данные требования носят рекомендательный характер и, по заявлению Заказчика или лиц им уполномоченных могут быть включены в обновленные технические условия.
Первым изменением, которому необходимо уделить внимание — это корректировка требований по озвучиванию территории, прилегающей к объекту. В обновленной редакции технических условий она обозначена как:
«оповещение прилегающей территории в пределах границ объекта. На путях эвакуации с объекта в направлении сборно-эвакуационных пунктов и на путях ввода сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации на расстоянии не менее 150 метров от границ территории объекта. При отсутствии вышеуказанных сведений обеспечить оповещение не мнее 150 метров от границ объекта.
Внутри объекта: помещения административных и дежурно-диспетчерских служб объекта, места общего пользования многоквартирных домов, подвальные помещения, используемые в качестве временного укрытия населения".
При проведении расчетов зон оповещения населения важно соблюдать санитарно-защитные зоны, обеспечивающих уровень звукового давления более 120дБ в зоне неконтролируемого нахождения людей. В частности, на территории 1,5 метров от уровня поверхности земли, на эксплуатируемых кровлях, террасах, балконах. При проведении расчетов допускается производить учет зон покрытия ранее установленных и эксплуатируемых средств оповещения, расположенных в пределах указанных зон оповещения. Выявление ранее установленных средств оповещения производится проектной организацией в процессе обследования объекта и проведения изысканий. Данные о работоспособности выявленных систем оповещения необходимо запросить у собственников и обслуживающих организаций данных систем. Важно помнить, что при обосновании исключения зон, формируемых существующими системами оповещения, проектная организация включает в состав проекта сведения, подтверждающие работоспособность используемых систем.
Вторым существенны изменением в требования технических условий является обязательное оснащение помещений жилых зданий, помещений дежурно-диспетчерских и административных служб объектов, временных убежищ, подземных гаражей системой трехпрограммного проводного вещания, обеспечивающей сопряжение с ЕДДС муниципального района в автоматическом режиме. Необходимость создания системы трехпрограммного проводного вещания в составе объектов капитального строительства при разработке проектной документации и ранее выполнялась в рамках соответствия требованиям градостроительного кодекса, однако количественный состав оконечных радиоточек определялся нормами оснащения проводным вещанием соответствующего объекта и/или требованиями технического задания. Для удовлетворения требований к абонентской части сети проводного вещания на предмет наличия розеток сети проводного вещания в вышеуказанных помещениях при проектировании необходимо провести оценку наличия в проекте сети проводного вещания необходимого количества радиоточек, а при недостаточном их количестве дополнить, внеся изменения в проект сети проводного вещания или проект системы оповещения объекта. При внесении дополнительной нагрузки на сеть проводного радиовещания необходимо в обязательном порядке производить перерасчет нагрузки и, при необходимости, дополнение усилительными мощностями системы трехпрограммного проводного вещания. Также важно учитывать, что на объекте должна быть предусмотрена трансляции сигналов сети проводного вещания от оператора связи, исполняющего требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях». При этом перехват сетей оператора проводного вещания должен производиться по сигналам РСО ЛО не выше уровня муниципального района, а при наличии такой возможности — уровня муниципального образования (городского или сельского поселения), на территории которого возводится или реконструируется объект капитального строительства. Одним из вариантов технического решения является перехват сети проводного вещания по сигналам системы оповещения населения на объекте. Обоснование и выбор технического решения по способу перехвата определяется на основании технических условий оператора связи сети проводного вещания и возлагается на проектировщика.
Третьим изменением в технических условиях на присоединение к РСО ЛО является возможность подключения объекта не к пульту управления ЕДДС соответствующего муниципального района, а к пульту управления муниципальной системой оповещения муниципального образования, на территории которого располагается объект. Наиболее общий порядок выбора способа подключения, следующий: на этапе проектирования предложить администрации муниципального образования осуществить подключение к пульту управления муниципальной системой оповещения. При условии согласия администрации и наличия в администрации введенной в эксплуатацию муниципальной системы оповещения населения уточнить в администрации МО или в ГКУ «Объект № 58» тип оборудования, используемого для построения муниципальной системы оповещения. Уточнение типа оборудования необходимо для обеспечения требования о техническом и программном сопряжении, установленного ГОСТ Р 42.3.01−2021 года и Положением о системах оповещения населения. Запрос канала связи у оператора, имеющего необходимые лицензии и соответствующего требованиям для оказания услуг по предоставлению каналов связи для систем оповещения населения в том числе на особый период, необходимо осуществлять в этом случае не от ЕДДС муниципального района, а от пульта управления МСО. По завершению проектирования до согласования проектно-технической документации в ГКУ «Объект № 58» провести согласование с администрацией муниципального образования, на территории которого осуществляется размещение объекта капитального строительства.
Вышеперечисленные изменения направлены на взаимодействие систем различных уровней (Региональный, муниципальный, объектовый) в более сбалансированном режиме. Использование изложенных в статье шагов при проектировании позволяет существенно снизить, как необоснованный повышенный расход средств застройщика при создании систем оповещения объекта, так и муниципального образования за счет более точного определения этапов и очерёдности построения и реконструкции муниципальной системы оповещения. Более того, применение методики исключения зон оповещения, формируемых существующими системами оповещения из зон оповещения, предписанных объекту капитального строительства, позволяет не только повысить разборчивость доведения сигнала оповещения, но и сократить затраты застройщика как на строительство, так и на дальнейшую эксплуатацию систем оповещения объекта.
В заключении напомню, что указанные выше корректировки вводятся во все вновь выдаваемые и продлеваемые технические условия на присоединение к РСО ЛО с 1 мая 2025 года. Для ранее выданных технических условий требования являются рекомендуемыми и могут быть включены в состав продлеваемых технических условий как по заявке Заказчика, так и при продлении срока действия ТУ.