Иерархический способ построения систем оповещения населения, при котором каждый подчинённый (нижестоящий) уровень обрабатывает сигналы, поступающие с вышестоящего уровня, как безусловный приоритет, применяется в системах оповещения населения с момента их основания. Распределение приоритетов в пределах одноного уровня, будь то объектовый, муниципальный и региональный, как правило остается прерогативой органов власти или управления, отвечающих за него.
Неравномерность темпа, с которым создаются или реконструируются системы оповещения различных уровней не всегда позволяет произвести последовательное подключение по ступеням: региональный-муниципальный-объектовый. При неготовности системы оповещения муниципального уровня, подключение систем оповещения объектового уровня производилось, а на отдельных участках и по сей день производится, к региональному. Очевидно, что при подключении объектового уровня к региональному в большинстве своем речь идет о циркулярном принципе управления такими системами, реже — групповом и практически никогда не применяется избирательный уровень. Это обусловлено большим количеством систем оповещения объектового уровня, подключаемым к РСО.
Высокий темп развития систем оповещения населения регионального уровня, вкупе с лавинообразным темпом создания систем оповещения объектового уровня (в основном за счет нового строительства многоквартирных жилых домов) выявил неготовность систем оповещения муниципального уровня к приему абонентов объектового уровня на пульт МСО. Ввиду этого, на протяжении более десятка лет подключение систем оповещения объектов производилось на пульт ЕДДС, являющийся по сути, пультом уровня муниципального района. Но по степени избирательности и невозможности обеспечения управления оконечными средствами оповещения с рабочих мест муниципальных образований пульт ЕДДС правильнее отнести, скорее к региональному, чем муниципальному уровню.
2024 и первое полугодие 2025 года показало устойчивую тенденцию к увеличению количества муниципальных систем оповещения, вводимых в эксплуатацию. Сопутствующим эффектом такого роста, стала возможность подключение систем оповещения уровня объектового не к региональному, а к муниципальному. На первый взгляд, такая возможность не принесла муниципальному образованию, на территории которого расположены системы оповещения объектов капитального строительства никаких изменений. Однако, при более пристальном рассмотрении, становится очевидным, что включение систем оповещения объектового уровня при подключении к пультам управления МСО положительно влияет на увеличение площади адекватной идентификации сигналов оповещения населения, а следствием этого увеличивается его охват. Таким образом, зона оповещения, формируемая системой оповещения объекта, как внутри территории, так и за ее пределами позволяет увеличить зону адекватной идентификации сигналов оповещения МСО.
Первое полугодие 2025 года показало готовность отдельных муниципальных образований к подключению не только систем оповещения строящихся объектов, но и объектов капитального строительства,
введенных в эксплуатацию. На настоящий момент подключение систем объектового уровня к пультам МСО опробовали уже более четверти муниципальных образований, с введенной в эксплуатацию муниципальной системой оповещения.
Большое разнообразие технических средств оповещения, указанных в справочнике технических средств оповещения, одобренного протоколом заседания Рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 20 декабря 2023 г. № 1, и возможность их применения при построении систем оповещения на объектовом уровне, а также отсутствие универсального протокола информационного обмена технических средств оповещения, предусмотренного ГОСТ Р 42.3.05−2023 вызывает ряд технических трудностей, при выполнении сопряжения систем оповещения объектового уровня с пультом управления муниципальной системы оповещения. Акты совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий-изготовителей ТСО в настоящий момент имеют не многие производители, следовательно, согласование оборудования разноименных производителей может выполняться через
блоки сопряжения.
Сложность и пути решения проблем этой ситуации проще всего пояснить на примере: Система оповещения муниципального образования построена на оборудовании производителя «А». Система оповещения объекта создана, до ввода в эксплуатацию муниципальной системы оповещения, и потому подключена к региональному уровню. Система оповещения объекта построена на оборудовании производителя «Б», который имеет сопряжение с оборудованием регионального уровня. Таким образом, до подключения системы оповещения объекта к муниципальному уровню, ТСО объекта могут обрабатывать только сигналы регионального уровня, сигналы муниципальной системы оповещения, при этом, сигналы МСО не воспроизводятся через ТСО объекта.
Наиболее очевидным решением становится установка устройства сопряжения «А-Б» на объектовом уровне. Таким образом, на участке от пульта управления МСО до объекта применяется протокол информационного обмена производителя «А». Это позволяет в полной мере контролировать состояние устройства сопряжения «А-Б», установленного на объекте средствами пульта управления МСО. Обратной стороной такой интеграции является необходимость установки устройства сопряжения на каждой подключаемой системе объектового уровня. Дополнительным минусом может служить то, что в случае наличия у оборудования объектового уровня расширенного набора команд и квитанций, их передача на вышестоящий (муниципальный) уровень будет ограничена (секвестрирована) тем набором квитанций, который способно воспринимать и транслировать на пульт управления МСО устройство сопряжения «А-Б».
Альтернативным техническим решением является размещение непосредственно у пульта управления МСО устройства сопряжения «А-Б», но произведенного уже не производителем «А», а производителем «Б», то есть тем же самым производителем, оборудование которого установлено на объектовом уровне. При таком построении значительно расширяется глубина взаимодействия устройства сопряжения с оборудованием объектового звена за счет того, что на участке от пульта МСО до объекта используется информационный протокол обмена производителя «Б» (объектового оборудования). Это позволяет более полно контролировать параметры оконечного оборудования, установленного на объекте. Однако, контроль состояния объектового оборудования осуществляется не пультом управления МСО, а терминалом производителя «Б», подключенным к устройству сопряжения «А-Б». Таким образом, на пункте управления МСО появляется еще одно устройство индикации и отображения информации о состоянии элементов муниципальной системы оповещения. Наличие одного такого устройства на пункте управления МСО может незначительно осложнить управление и мониторинг за состоянием муниципальной системы оповещения. При дальнейшем развитии номенклатуры оборудования, устанавливаемого на объектах и подключаемого к пульту МСО, ситуация может пробрести неконтролируемый характер ввиду потребности установки на пункте управления МСО устройств сопряжения производителей «В», «Г», «Д» и так далее. Кроме того, использование технического решения, когда устройство сопряжения устанавливается не на объекте, а у пульта управления МСО лишает возможности производить избирательное оповещения по муниципальной системе оповещения, снижая количество режимов работы МСО до двух: циркулярный и групповой. Это не только нарушает требования ГОСТ Р 42.3.01−2021, но и ограничивает возможность проведения оповещения в районах возникновения ЧС.