Меню
Автор:
Астанков Роман Алексеевич
МСО
ошибки
расчет
ЛСО
Использование беспилотных транспортных средств для оповещения населения
8 мин
Использование мобильных средств оповещения в сознании большинства специалистов ограничены размещением их на средствах наземного транспорта. В то время как, с развитием беспилотных летательных аппаратов оповещение труднодоступных мест возможно и с воздуха.
Использование носимых и мобильных средств оповещения позволяет решать задачи по оповещению населения не только в населенных пунктах, не охваченных системами оповещения населения или в населенных пунктах с отсутствующей или поврежденной инфраструктурой связи и электропитания, но и в местах, где невозможно оперативно произвести своевременное восстановления разрушенных систем оповещения населения вследствие военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Важной сферой применения является использование носимых и мобильных средств оповещения при проведении поисковых операций, в том числе на территориях, на которых сохраняется воздействие или угроза воздействия опасных поражающих факторов, возникших в результате природных или техногенных чрезвычайных ситуаций или опасности вследствие ведения военных действий.
 
Важно принимать во внимание, что режим работы и способ применения носимых и мобильных средств оповещения определен, как ручной режим функционирования, при котором уполномоченные дежурные службы органов повседневного управления РСЧС для передачи информации оповещения задействуют громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения. Ввиду этого, любой из вышеперечисленных опасных факторов, оказывающих воздействие на территорию, на которой осуществляется оповещение населения, является угрозой жизни или здоровью оператора носимого или мобильного средства оповещения. Это накладывает дополнительные ограничения на использование данного типа ТСО, в части обеспечения безопасности оператора.

В большинстве своем, решение данной проблемы осуществляется с применением мощных носимых или мобильных средств оповещения, позволяющих производить оповещение населения на достаточно большом расстоянии (1000 метров и более), в условиях реальной обстановки и окружающей среды. Однако, при дальнейшем увеличении мощности и дальности оповещения снижается разборчивость речевого сообщения. Со значительным увеличением расстояния перестают выполниться требования к передаче речевых сообщений и сигналов оповещения населению.
Выбор способа доставки ТСО к месту проведения оповещения
Выбор способа доставки ТСО к месту проведения оповещения
Решать данную проблему можно перемещением носимого или мобильного средства оповещения на более близкое расстояние к оповещаемой территории. Обеспечить это, в условиях воздействия вредных факторов, возможно лишь с применением беспилотных транспортных средств, с дистанционным управлением.

По типам транспортных средств, используемых для перемещения мобильных средств оповещения следует разделять на водный, воздушный и наземный. Два последних типа получили, в настоящее время, наибольшее практическое применение.

Следует отметить, что для применения мобильных средств оповещения с использованием беспилотных транспортных средств к конструкции ТСО предъявляется ряд требований, не описанных в нормативной документации, но технически необходимых для такого вида применения. Среди них, обязательными являются: длительное время работы от собственного источника бесперебойного питания, возможность записи и многократного циклического воспроизведения, предварительно записанного речевого сообщения, возможность дистанционной смены сообщения, в том числе путем трансляции оперативного речевого сообщения с использованием беспроводного канала связи. Корпус ТСО должен иметь повышенную прочность, но вместе с тем, общая масса снаряженного ТСО должна быть минимальной, для снижения затрат беспилотного транспортного средства на его транспортировку.

Также следует учитывать, в каком режиме будет работать ТСО после доставки его на территорию, подлежащую оповещению. Будет ли ТСО следовать по определенному маршруту, и затем осуществлять возврат в точку старта или будет установлено на оповещаемой территории на длительный период оповещения.

Выбор типа беспилотного транспортного средства осуществляется в зависимости от условий его применения. Следует отдельно отметить, что применение носимых и мобильных средств оповещения с использованием беспилотных транспортных средств требует от ТСО комбинации их свойств и параметров образуя при этом ТСО, соответствующее как требованиям, предъявляемым к носимым средствам оповещения, так и к мобильным средствам оповещения. Ранее в статье такой тип используемых нестационарно средств оповещения мы назвали гибридным.
Беспилотные летательные аппараты
Беспилотные летательные аппараты
Наиболее универсальным беспилотным транспортным средством для доставки мобильного средства оповещения является беспилотный летательный аппарат. В настоящее время наиболее распространенными являются квадро- гексо- и октокоптеры с четырьмя, шестью и восемью винтами соответственно. Известны случаи применения коптеров вертолётного типа, но они получили существенно меньшее распространение, по сравнению с мультикоптерами. Известных случаев применения коптеров самолетного типа и гибридного (самолетно-вертолетного типа) не зафиксировано.

Очевидно, что первым основным параметром при применении ТСО с использованием в качестве средства доставки БПЛА является общий вес ТСО, напрямую влияющий на класс используемого БПЛА, дальность и длительность его полета. Мобильные ТСО с меньшей массой и длительным временем автономной работы позволит использовать для их транспортировки более легкие классы БПЛА, что скажется на стоимости и универсальности применения данного способа оповещения населения.
Наземные беспилотные транспортные средства
Наземные беспилотные транспортные средства
Также, в настоящее имеется обширный опыт применения наземных беспилотных транспортных средств с размещенными на них мобильными техническими средствами оповещения. Ввиду особенностей применения беспилотной доставки мобильных средств оповещения по пересеченной местности, в основном применяются платформы на гусеничном ходу. В отличие от средств доставки ТСО на БПЛА, здесь не так важны массогабаритные показатели, сколько длительность автономной работы и высокий уровень звукового давления. Ограничивающим фактором, при использовании наземных беспилотных транспортных средств, является небольшая высота подвеса мобильного средства оповещения. Практически определено, что при увеличении высоты подвеса ТСО от уровня земли на высоту до 50 метров уровень звукового давления увеличивается более, чем на 6 дБА, что соответствует увеличению мощности громкоговорителей при прочих равных условиях в 4 раза. Таким образом, возможность увеличения мощности и, как следствие, уровня звукового давления мобильного средства оповещения, например, за счет каскадного включения и организации линейного массива, является крайне необходимым качеством при использовании ТСО на наземном беспилотном транспорте.
Решение вопроса дистанционного управления и трансляции сообщений
Решение вопроса дистанционного управления и трансляции сообщений
Наиболее частым вариантом использования мобильных средств оповещения является трансляция предварительно записанных сообщений. Тем не менее, в определенной части случаев, необходима трансляция оперативного сообщения с микрофона. В случае использования традиционных способов доставки носимых и мобильных ТСО к месту проведения оповещения (пешим способом при использовании носимых ТСО, и на автотранспортном средстве при применении мобильных средств оповещения) вопрос с подачей оперативного сообщения оператором не представляет сложностей, при наличии микрофона и органов регулировки громкости на самом ТСО. А в случае применения беспилотных транспортных средств доставки, требуются технические решения, позволяющие оператору беспилотного транспорта и оператору оповещения не находиться рядом с беспилотным транспортным средством.

В настоящее время, отработаны два варианта дистанционной передачи оперативного сообщения: с использованием портативной радиостанции и с использованием канала управления беспилотным транспортным средством. Для наземного способа доставки ТСО используются оба варианта подачи оперативного сигнала оповещения, а для БПЛА — преимущественно второй. Это ограничение является следствием того, что для использования первого варианта требуется применение портативной радиостанции на ТСО, которая увеличивает взлетную массу и требует применение более грузоподъемных БПЛА, а передача оперативного сообщения в канале управления БПЛА, как правило, дополнительного оборудования не требует.
Заключительные выводы
Заключительные выводы
Развитие техники для доставки мобильных средств оповещения к месту проведения операции по оповещению, предъявляет дополнительные требования к мобильным ТСО, ранее, и по настоящий момент, не описанные в нормативной документации и стандартах. Однако, для успешного выполнения задач по оповещению, особенно в условиях, когда создается угроза жизни и здоровью оператора носимого или мобильного ТСО, важно выходить за рамки требований НПА, и учитывать также и такие параметры, как массогабаритные показатели, продолжительность времени работы в автономном режиме, возможность каскадного включения и организации линейного массива, регулировка уровня громкости, устойчивость к механическому воздействию и универсальность узлов крепления к различным поверхностям и конструкциям. Очевидно, что мобильное средство оповещения, соответствующее не только требованиям ГОСТ Р 42.3.01−2021 и иных стандартов, но и превосходящее их по набору параметров, является более универсальным и эффективным, и имеет гораздо большую сферу применения в оповещении населения.