Меню
Терещенко Сергей Альбертович
Автор:
каналы связи
6 мин
Эксплуатационно-техническое обслуживание оконечного терминала спутниковой связи для системы оповещения
В процессе эксплуатации систем оповещения возникает вопрос своевременного обслуживания оборудования канала связи. В статье приводятся основные действия, которые необходимо выполнять в процессе эксплуатационно-технического обслуживания оборудования каналообразования.
ЭТО
обслуживание
руководство
спутниковый канал
Мы научились устанавливать и инсталлировать терминал спутниковой связи, и пришло время поговорить об обслуживании…

Если почитать документацию на оконечный спутниковый терминал, то совершенно ясно вырисовывается, что к терминалу после установки лучше не подходить на протяжении лет так десяти.

И действительно, это так, если при монтаже все получилось идеально. Но, даже при идеальном монтаже все рано есть мелкие нюансы.

Сейчас вспомнилось как с десяток лет назада на Стадионе на Крестовском «Бакланы крышу проклевывали». И вспомнилось не зря. Есть такой нюанс у облучателя терминала. Сам по себе электронный блок приемо-передатчика в рабочем состоянии, можно, сказать горячий. Его рабочая температура в некоторых режимах и на солнце может достигать 60−70 градусов по Цельсию.
Ко всему прочему, если рассмотреть, с другой стороны, то это микроволновая печь. На теплом облучателе собираются всякие насекомые, а птицы их склевывают. И если мелкие воробушки навредить мембране не могут, то вороны и чайки вполне себе легко пробивают мембрану облучателя. В результате, за мембраной образуется конденсат, начинают «плыть» характеристики на передачу, а если сильно затянуть с ремонтом, то появляется эрозия печатной платы и электронных компонентов. Это к тому, что если не поменять облучатель (или как минимум, мембрану), то передатчик пойдет в мусорное ведро. Хорошо, что птицы не часто проклевывают мембрану передатчика и таких выездов не много. Но они есть, и необходимо их принимать во внимание при диагностике неисправностей.

Что нужно предпринять? Дефект не частый… Есть два варианта, когда его замечают:
  1. Когда абонент начинает замечать, что качество предоставляемого канала ухудшилось;
  2. Оператор ЦУС видит, что ухудшаются характеристики станции.
И в-первом и во втором случае вам сообщат, что требуется выезд. В идеале, если Вы взяли себе за правило инспектировать свои станции, то стоит подняться и посмотреть на облучатель, конечно если это не требует специальных подъемных механизмов.

Ну и так, на всякий случай, подберите себе радиопрозрачный материал и возите его в комплекте установщика, на всякий случай. Обнаружили проблему — выпилили по размеру и на силикон посадили новый. И вам не в тягость и у Клиента все работает.

Про кабель и разъемы я уже подробно описывал в предыдущей статье. Какой бы хороший кабель Вы не применили при монтаже, все равно рано или поздно он наберет влагу, особенно в приморском климате. Так что изолируйте разъемы тщательно — это залог Ваших нечастых выездов.

Кстати, о приморском климате и разъемах. Есть опыт эксплуатации станций, которые установлены в прибрежной зоне по северному морскому пути. Работают замечательно, но «соленый» ветер делает свое дело, и коррозия разъедает корпус приемопередатчика. И, естественно, больше всего достается тем местам, где протекают токи. А токи протекают по разъемам. Вот они и «выгорают коррозией» довольно быстро. Если монтируете терминал около или в присутствии агрессивных сред, то позаботьтесь о том, как защитить разъемы в целом. Что понимаю под агрессивной средой, ведь терминал на улице. А вот кроме морского соленого ветра, если монтировать на химически-опасном производстве, то будут присутствовать пары каких-то не сильно хороших веществ и ионы металлов. В целом эффект будет ничуть не лучше.

В таких условиях будет правильным не только насадить термоусадочную трубку на разъем, но и обмазать весь хвостовик включая разъем силиконом. Выглядеть будет не сильно эстетично, зато потенциалы вы изолируете, паразитных токов будет значительно меньше, ну, а значит разъем будет сохраннее и по этому виду аварий Вам выезжать придется значительно реже.

Про облучатель поговорили, про кабель и разъемы поговорили… Когда еще приходится выезжать на обслуживание? Довольно часто, особенно если терминал установлен на временном сооружении, например, строительном вагончике без фундамента и любой легкой конструкции с условным фундаментом. Сезонные «гулянки» грунта приводят к тому, что вроде не определяемые на глаз подвижки конструкции ведет к тому, что связь исчезает совсем. Это говорит о том, что просто надо ехать и пиковать антенну. Поэтому Клиента надо предупреждать заранее (лучше письменно), чтоб эти поездки не были сюрпризом и не ложились на Ваш бюджет.
Вышки и опоры связи
Вышки и опоры связи
Хочу особое внимание обратить на такие сооружения как вышки и опоры связи. Частенько просто подмывает смонтировать терминал на таком сооружении. Но, во-первых, скорее всего это не ваше сооружение и Клиенту оно тоже не принадлежит. Смонтируете — получите кучу проблем, разбираясь с юристами владельца. Ну и на самом деле главное — с технической точки зрения.

Опоры связи подвержены качанию и скручиванию. Как бы хорошо они не были визуально закреплены, какие бы и сколько растяжек не было, все равно будет наблюдаться и то и другое. И Вы никогда не настроите терминал. Понятно, что это утверждение справедливо с некоторой высоты монтажа и обычно выше 2-х метров. Да, ровно та же проблема с деревьями, только движение ствола заметно еще ниже этой отметки. Но не о деревьях речь. В основном, в поле зрения при монтаже спутникового терминала попадает мачта с громкоговорителями системы оповещения, вот здесь, как раз, и следует подойти к вопросу внимательно.

Во-первых, Оцените, способна ли мачта с громкоговорителями нести дополнительную нагрузку от антенны. Как Вы понимаете, идет речь не о статичной нагрузке — она невелика, а о динамической нагрузке, возникающей от сопротивления зеркала ветру.

Второе: оцените, насколько неподвижно и прочно закреплена мачта. Опять же, не с точки зрения, чтобы она не упала, а с точки зрения готова ли она быть настолько неподвижной, чтобы не сбить настройки антенны при сезонном изменении температур несущих материалов и порывах ветра.

Третье: если два предыдущих условия выполнены, то надо оценить степень влияния зеркала антенны на формирование акустической тени от громкоговорителей, антенна не должна мешать распространению звука, иначе нарушатся параметры по зоне оповещения, рассчитанные на этапе проектирования.

Четвертое: помним о балансовой принадлежности мачты. Вполне возможен случай, при котором организация, на балансе которой состоит оконечное средство оповещения и организация, которая заказала у Вас канал для этой системы оповещения разные юридические лица с разной подчиненностью и, невзирая на то, что решают одну задачу, может возникнуть конфликт.

Если все предыдущие вопросы решены положительно: Мачта установлена крепко, неподвижно, ее высота достаточна, чтобы не создавать акустической тени и Вам удалось договориться с балансодержателем, то позаботьтесь о том, чтобы переговорить с организацией, обслуживающей средства оповещения. Предупредите их, что на мачте появился новый технический элемент, что он установлен в интересах работоспособности системы оповещения. Дайте краткий инструктаж, что можно делать в отношении терминала, а чего нельзя.

И главное, оставьте где-то рядом (на оборотной стороне зеркала, например) номер телефона, куда звонить, если что-то с терминалом все же сделали.