Меню
Автор:
Скоркин Игорь Владимирович
мобильные средства
носимые средства
МСОН
Анализ правильности заполнения актов комплексной проверки
8 мин
В соответствии с Постановлением Правительства Р Ф № 769 от 17.05.2023 в Ленинградской области проведена комплексная проверка систем оповещения населения. По результатам составлены акты комплексной проверки муниципальных систем оповещения, которые представлены в ОП «Объект N58» ГКУ ЛО «РМЦ»
1 октября 2025 года на основании Постановления Правительства Р Ф № 769 от 17.05.2023
«О порядке создания, реконструкции и подержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения (СО) населения» проведена комплексная проверка систем оповещения населения на территории Ленинградской области. П

одготовка к проведению комплексной проверке осуществлялась на основании Распоряжения комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области от 16 сентября 2025 года № 127 «О подготовке и проведении комплексной проверки готовности системы оповещения населения Ленинградской области».

В соответствии с «Планом подготовки и проведения комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения Ленинградской области», утверждённым Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области комплексная проверка готовности проводилась с включением оконечных автоматизированных средств оповещения с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов местного самоуправления и населения муниципальных районов и городских округов.

По результатам проведения комплексной проверки главам муниципальных образований предписано представить копии актов по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения муниципального образования и предшествующих им актов по результатам оценки технического состояния технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения.

Анализ предоставленной документации выявил ряд неточностей и ошибок при заполнении актов. Цель статьи — выявить и систематизировать основные ошибки в заполнении документов и определить причины, их вызывающие.
Акт оценки технического состояния технических средств оповещения
Акт оценки технического состояния технических средств оповещения
В соответствии разделом IV «Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» в рамках проведения комплексных проверок готовности систем оповещения населения проводится оценка технического состояния систем оповещения населения для проведения которой привлекаются представители организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание муниципальных систем оповещения населения.

При проведении оценки проверяются: наличие, комплектность и работоспособность комплексов технических средств оповещения МСО, организация, полнота и качество эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и комплектность ЗИП. Важно отметить, что количество проверяемых ТСО, должно быть не менее половины от их общего количества в составе муниципальной системы оповещения.

По результатам проведенной оценки должен быть составлен акт по результатам оценки технического состояния технических средств оповещения. Техническое состояние муниципальной системы оповещения оценивается «удовлетворительно», если не менее 90% проверяемых ТСО работоспособны, организовано и своевременно осуществляется эксплуатационно-техническое обслуживание, проводится своевременный контроль его качества, а ЗИП укомплектован не менее чем на 60%.

В соответствии со статей 35 Положения оценка «неудовлетворительно» - если не выполнено первое условие. Формулировка, приведенная в Положении в отдельных случаях, вызывает неверное толкование. Так как результат оценки носит бинарный характер: «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», то при невыполнении условий на оценку «удовлетворительно» в акте следует указывать «неудовлетворительно».

Таким образом, при отсутствии договора на эксплуатационно-техническое обслуживание или низком его качестве, даже в случае работоспособности более 90% проверяемых систем не может быть поставлена оценка «удовлетворительно». Те же условия действуют в отношении содержания и пополнения ЗИП. Следует отметить, что до начала работ по оценке технического состояния руководителем организации, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание, представляется справка о наличии и состоянии технических средств оповещения, рекомендованный образец которой приведён в приложении №6 к Положению.

Наличие справки позволяет более эффективно и в более короткие сроки провести оценку технического состояния технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения. Форма акта приведена в приложении №7 к Положению по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
Акт по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения
Акт по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения
Перечень контролируемых вопросов и параметров муниципальной системы оповещения при проведении комплексной проверки указан в приложении № 3 «Оценка готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению» к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении положения о системах оповещения населения».

Форма акта комплексной проверки не установлена нормативно-правовым актом, вследствие чего форма акта предоставляется Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области до начала проведения комплексной проверки. В акте указаны основные контролируемы параметры муниципальной системы оповещения.

Среди наиболее существенных можно отметить такие как: подтверждение факта создания муниципальной системы оповещения, ее сопряжение с региональной системой оповещения, подготовлены документы о муниципальной системе оповещения (положения, паспорт и т. п.), МСО осуществляет доведения сигналов согласно задачам МСО, осуществляется эксплуатационно-техническое обслуживание МСО и охват населения составляет не мене 75% населения, итого 13 контролируемых пунктов.

В ключе статьи особо необходимо выделить пункт «з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как «удовлетворительно». При обратной оценке пункта «з» система не может быть признана ни «готовой к выполнению задач», ни «ограничена готова к выполнению задач».
Выводы
Выводы
При составлении акта по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения муниципального образования и акта по результатам оценки технического состояния технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения важно не допускать отступлений от форм актов, приведенных в качестве примера Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области и нормативной документацией.

Также необходимо обращать внимание, что отсутствие или ненадлежащее выполнение эксплуатационно-технического обслуживания оказывает непосредственное влияние на невозможность получения оценки технического состояния технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения «удовлетворительно», что ведет к статусу муниципальной системы «не готова к использованию по предназначению». К тому же результату приводит отсутствие положения о муниципальной системе оповещения, паспорта рекомендованного образца и иной документации по вопросам создания, поддержания в постоянной готовности и задействования систем оповещения населения.