Меню
Леонова Алла Николаевна
Автор:
повышение эффективности оповещения
оповещение населения
12 мин
Пути повышения восприятия населением сигналов оповещения
При создании систем оповещения основные усилия прикладываются к увеличению уровней звукового давления, стремясь увеличить охват наибольшей площади озвучиваемой территории. При этом вопрос восприятия населением сигналов оповещения незаслуженно обойден вниманием.
Повышение эффективности восприятия сигналов оповещения.
Повышение эффективности восприятия сигналов оповещения.
С ростом уровня технологичности повседневной жизнедеятельности населения увеличиваются риски возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера. В связи с этим повышается роль своевременного предупреждения людей об угрозе возникновения и/или возникновения ЧС. Вместе с тем, взрывной рост информационных технологий в последние 20−25 лет вывел борьбу за внимание человека на недосягаемый уровень. Ежедневно на каждого человека обрушивается шквал информации: новости, уведомления, электронная почта, реклама, специальные предложения, уникальные акции, посты социальных сетей и так далее.

Отделить в этом непрекращающемся потоке информации полезную составляющую от информационного шума становится весьма непросто. Более других в данной сфере преуспели направления маркетинга и рекламы. При разработке рекламных концепций, как долговременных, так и краткосрочных ведется акцентирование на смежные каналы донесения информации до потребителей. Что это означает? То, что при создании рекламного образа товара используется не только профильный канал доведения информации, но и смежные. Например, при рекламе духов (центральный канал воздействия — обоняние), затрагиваются визуальные каналы (форма, упаковка, подача). Таким образом, суммарный информационный поток увеличиваемся кратно количеству используемых каналов воздействия.

При этом очевидно, что в зависимости от физиологических возможностей человек способен одновременно обрабатывать и фильтровать ограниченное количество событий по ограниченному количеству каналов восприятия. Разумеется, если в момент проведения оповещения населения о ЧС слуховой канал восприятия занят, например, прослушиванием музыки или разговором с интересным собеседником, то оповещение данного человека классическими средствами оповещения своевременно не будет произведено.

Итак, можно выделить три основные проблемы доведения экстренной информации оповещения по каналам восприятия человека:

канал занят — то есть, человек в настоящий момент воспринимает другую информацию;

канал закрыт — частный случай занятости канала, то есть человек не может воспринимать информацию по данному каналу в виду различных физических и психологических причин, например, человек спит или выключены все технические средства доведения информации (телевидение, радиовещание, телефон, интернет);

канал доступен (открыт), но информация не воспринимается — человек способен воспринимать по данному каналу информацию, но поступившая информация не классифицируется им как важная, например, SMS сообщение.
Различают несколько основных каналов восприятия информации человеком:
Различают несколько основных каналов восприятия информации человеком:


  • аудиальный (слуховой);
  • визуальный (зрительный);
  • кинестетический (через непосредственные ощущения в ходе взаимодействия с внешней средой);
  • обоняние;
  • вкусовой.

На базе этих каналов (сенсорных систем) формируются основные типы восприятия информации (слуховая, визуальная, кинестетическая, дигитальная) *.
Различные исследования присваивают каждому из каналов разные доли воздействия. Часто можно встретить распределение, представленное на рисунке 1.

Рисунок 1
Распределение каналов восприятия информации человеком
(аудиальный 11%;
визуальный 82%;
кинестетический 2%;
обоняние 4%;
вкусовой 1%.)
Есть распределения с отличающимися значениями, однако, все сводятся к тому, что максимальное, доминирующее воздействие, значительно превышающее сумму по всем остальным каналам, отдано Визуальному каналу. Вторым каналом всегда выступает Аудиальный, его доля, как правило, тоже выше суммы доли оставшихся каналов. Разумеется, основные информационные потоки сосредоточены на визуальном канале. Здесь и далее рассматривается нормальное с общепринятой точки зрения распределение по каналам восприятия.

В системах оповещения визуальный канал используется для информирования населения при угрозе возникновении или в условиях ЧС. Примером реализации является Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН), состоящая из пунктов уличного оповещения населения (ПУОН), пунктов информирования и оповещения населения (ПИОН) и мобильных комплексов информирования и оповещения населения (МКИОН).
Задача привлечения внимания.
Задача привлечения внимания.
В настоящее время в качестве сигнала для привлечения внимания используется сигнал «Внимание всем!» представляющий собой звук электромеханической сирены, работающей в прерывистом режиме, для передачи которого используются специальные оконечные средства оповещения: электромеханические, электронные сирены и громкоговорители. Задача доведения экстренной информации по аудиальному каналу трансформируется в задачу привлечения внимания человека к данному способу оповещения населения.

Наибольшую сложность при доведении сигналов оповещения представляет проблема привлечения внимания. Информационный поток современного мира не позволяет выделить ни минуты внимания на цели не отвечающие сиюминутным потребностям.

Зуев Андрей Юрьевич
Основатель программного комплекса «Инфострата»

Несмотря на достаточно высокую эффективность данного сигнала целесообразно рассматривать и иные сигналы для привлечения внимания. Первоначальное формирование сигнала «Внимание всем!» проводилось при условиях меньшего количества индустриальных и повседневных шумов и имели высокую степень узнаваемости. Однако сейчас с ростом шумового загрязнения целесообразно провести дополнительные исследования в области привлечения внимания по Аудиальному каналу.

Каковы же способы повышения эффективности оповещения населения? Главный — это привлечение внимания человека любыми способами, то есть повышение значимости каждого канала для человека «здесь и сейчас».
Первое, что необходимо сделать, это организовать информирование населения о значении сигналов оповещения и об основных действиях, которые необходимо предпринять при их получении. Причем информирование должно быть регулярным, в противном случае данная информация устареет и будет классифицирована человеком как неактуальная. Регулярное информирование может производиться с использованием средств массовой информации и закрепляться при проведении регулярных проверок систем оповещения населения. С 1 января 2021 года в соответствии требованиями Положения о системах оповещения населения, введенного в действие совместным приказом МЧС и Министерства цифрового развития от 31.07.2020 № 578/365 проведение комплексных проверок предусматривается в первую среду марта и октября.

В настоящее время необходимо проводить дополнительные исследования в сфере привлечения внимания населения до начала трансляции экстренной информации оповещения. При формировании сигналов привлечения внимания целесообразно задействовать более одного канала восприятия человека.
Основные сложности доведения информации.
Основные сложности доведения информации.
Следующим, после привлечения внимания, важным фактором оповещения является доведение информации до каждого человека. Стандартный способ передачи экстренной информации — это передача сообщений из студий телерадиовещания профессиональными дикторами с перерывом телевизионных и радио передач. Данный вид оповещения позволяет получить более высокую энергетическую насыщенность речевого и видео сигнала, снизить уровень шумов и провести компрессию сигнала. При возникновении чрезвычайной ситуации реакция человека — действовать быстрее, следовательно, темп при прямой передаче речи у диктора может быть непроизвольно выше темпа, обеспечивающего разборчивость. Поскольку принцип прямой передачи позволяет повысить оперативность доведения сообщения до населения, следует предпринимать ряд обязательных мер для формирования такого сообщения дежурным персоналом. Первое — это проработка типовых речевых оборотов, слов недопустимых для формирования экстренного сообщения с точки зрения психолингвистики. Сообщение должно содержать максимально конкретные фразы, исключающие двоякое толкование не имеющие эмоциональной или субъективной окраски для социума. Второе — это исключение или минимизация созвучных, но отличающиеся по смыслу слов. Третье — это выдерживание темпа речи.

Таким образом, при получении доступа к каналу воздействия для привлечения внимания человека к экстренному сообщению важно осуществить правильное формирование и доведения информации, исключающей двоякое или неполное толкование. Для этого целесообразно обеспечить передачу с рабочих мест дежурно-диспетчерских служб предварительно записанных сообщений или сообщений, способом прямой передачи с выполнением ограничений по набору слов и темпа речи. Достигается это путем формирования словаря для экстренных сообщений и технических средств, позволяющих оценивать и регулировать темп речи диктора. А также периодическими тренировками дикторов с последующим разбором и анализом формирования сообщений.

В завершении следует отметить, что в современном мире, особенно в условиях мегаполиса, за внимание человека борются множество сущностей, компаний, процессов. Для того, чтобы завладеть вниманием человека и донести ему экстренную информацию о фактических и прогнозируемых опасных явлениях, и процессах, требуется применение специальных методов. Способ подачи информации, подготовка и трансляция сообщений должны претерпеть изменения в сторону увеличения разборчивости и исключения двоякого толкования. Данный процесс, очевидно, достаточно длителен и потребует ни одного исследования и тестирования для достижения положительного эффекта. Однако, осознание и описание существующей проблемы является продвижением в сфере эффективного и гарантированного оповещения населения.
Список используемой литературы:
Список используемой литературы:

  1. Ирина Пермякова «Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Как определить типы восприятия информации?», razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/ дата обращения 01.02.2021