С ростом уровня технологичности повседневной жизнедеятельности населения увеличиваются риски возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера. В связи с этим повышается роль своевременного предупреждения людей об угрозе возникновения и/или возникновения ЧС. Вместе с тем, взрывной рост информационных технологий в последние 20−25 лет вывел борьбу за внимание человека на недосягаемый уровень. Ежедневно на каждого человека обрушивается шквал информации: новости, уведомления, электронная почта, реклама, специальные предложения, уникальные акции, посты социальных сетей и так далее.
Отделить в этом непрекращающемся потоке информации полезную составляющую от информационного шума становится весьма непросто. Более других в данной сфере преуспели направления маркетинга и рекламы. При разработке рекламных концепций, как долговременных, так и краткосрочных ведется акцентирование на смежные каналы донесения информации до потребителей. Что это означает? То, что при создании рекламного образа товара используется не только профильный канал доведения информации, но и смежные. Например, при рекламе духов (центральный канал воздействия — обоняние), затрагиваются визуальные каналы (форма, упаковка, подача). Таким образом, суммарный информационный поток увеличиваемся кратно количеству используемых каналов воздействия.
При этом очевидно, что в зависимости от физиологических возможностей человек способен одновременно обрабатывать и фильтровать ограниченное количество событий по ограниченному количеству каналов восприятия. Разумеется, если в момент проведения оповещения населения о ЧС слуховой канал восприятия занят, например, прослушиванием музыки или разговором с интересным собеседником, то оповещение данного человека классическими средствами оповещения своевременно не будет произведено.
Итак, можно выделить три основные проблемы доведения экстренной информации оповещения по каналам восприятия человека:
канал занят — то есть, человек в настоящий момент воспринимает другую информацию;
канал закрыт — частный случай занятости канала, то есть человек не может воспринимать информацию по данному каналу в виду различных физических и психологических причин, например, человек спит или выключены все технические средства доведения информации (телевидение, радиовещание, телефон, интернет);
канал доступен (открыт), но информация не воспринимается — человек способен воспринимать по данному каналу информацию, но поступившая информация не классифицируется им как важная, например, SMS сообщение.