Меню
Кузьмин Сергей Петрович
Автор:
г. Череповец
системы оповещения
7 мин

Создание и эксплуатация системы оповещения г. Череповец

Создание и эксплуатация систем оповещения каждого муниципального образования имеет свои особенности, обусловленные территориальными, демографическими, индустриальными и иными факторами. В этой статье приведён уникальный опыт создания системы оповещения населения на территории г. Череповец.
Информация, представленная в статье, актуальна по состоянию на 2020 год. Тем не менее, сведения, содержащиеся в ней, весьма полезны как для выявления тенденций при построении систем оповещения, так и для оценки результатов развития систем оповещения на территории одного из крупных промышленных центров.
О нормативно-правовой основе
О нормативно-правовой основе
Указ Президента РФ от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» действует уже более 10 лет. Указ есть, и сроки определены для всех руководителей федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового звена. Сроки определены, но как выполнить требования этого Указа с минимальными финансовыми затратами, вот вопрос. В этой статье я поделюсь опытом как с минимальными финансовыми затратами создать объектовую систему оповещения на территории предприятия или организации, где одновременно может находиться более 50 человек.
Надзор в области создания систем оповещения населения
Надзор в области создания систем оповещения населения
В общих положениях Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорится:
 
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио — (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Кажется всё просто и понятно. А как выполнить эту задачу? Какие специальные устройства разработать с минимальными финансовыми затратами — вот это основной вопрос!
 
Хочу поделиться опытом и предлагаю читателю не самый затратный способ решения поставленных задач. Хорошо известно, что пожар — это чрезвычайная ситуация и наравне с другими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера о нем гарантированно и своевременно должен оповещаться человек. На протяжении многих лет Государственная противопожарная служба в лице сотрудников Государственного пожарного надзора требуют от руководителей организаций создания на их объектах систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях.
Основные технические решения построения систем оповещения
Основные технические решения построения систем оповещения
Рассмотрим эту систему с технической точки зрения. В состав системы входят основные элементы системы — усилитель мощности, громкоговорители и другое оборудование позволяющее контролировать возгорание или задымление, а также передачу этой информации на центральный пост пожарной связи службы города — «01». Этого достаточно для контроля основных требований, выполняемого сотрудниками ГПН.

Наличие в системе встроенного или выносного микрофона достаточно для сотрудников службы, контролирующей выполнение требований антитеррора. И всё вместе — это автономная система централизованного оповещения. Как же обеспечить оповещение населения в других чрезвычайных ситуациях, используя базовое оборудование системы оповещения о пожаре? К примеру, угроза химического заражения территории или наводнение, ураган и т. д., где время своевременного и гарантированного оповещения на объектовом уровне на практике не должно превышать 1 минуты, а на региональном и муниципальном уровне не более 5 минут с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновение ЧС природного или техногенного характера.

Заметьте, что эта информация может своевременно поступить только от единой дежурной службы города (далее — ЕДДС). Анализируя технические возможности усилителей входящих в состав системы оповещения, пришли к выводу, что для решения этой задачи необходимо на первый линейный вход усилителя установить приоритет, а для решения остальных задач задействовать любой другой линейный вход. Обращаясь к советскому прошлому, мы видим, что основное оповещение населения при чрезвычайных ситуациях происходило путём дистанционного перехвата сетей проводного и эфирного теле и радиовещания. Старшее поколение помнит, как первого мая через громкоговорители, установленные на улицах и площадях, а также радиоточки производилась трансляция.
Использование СОУЭ при построении систем оповещения объектов
Использование СОУЭ при построении систем оповещения объектов
В 2011 году на территории Вологодской области под руководством МЧС РФ началось строительство Комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения. Одной из задач, которую надо было решить – это создать программно – аппаратный комплекс, позволяющий производить дистанционную передачу любой экстренной информации через абонентское оборудование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре - 3, 4 и 5 типа путём доработки программно – аппаратного комплекса «Стрелец – Мониторинг».

Однако, массового подключения систем оповещения о пожаре так и не произошло. После подключения тридцатой системы, программа стала давать сбои. Вопрос необходимо было решать. Для его решения, с целью выполнения требований МЧС РФ по сопряжению систем всех уровней в ЕДДС города Череповца Вологодской области был установлен блок П – 166 МБУ, который, как и его предшественники, производит перехват эфирного вещания, а для сопряжения в состав оборудования системы оповещения о пожаре 3 типа, к свободному линейному входу, был подключён блок сопряжения разработанный специалистами ООО «Сонет» (далее – БУС – 1).
А выполняются ли нормы по времени доведения сигналов оповещения?
А выполняются ли нормы по времени доведения сигналов оповещения?
В нашем случае, для перехвата, мы задействовали передатчик «Радио России». В базу данных блока П — 166 МБУ были введены специальные кодовые посылки. Именно они обеспечивали управление оконечным оборудованием и осуществляли имитозащиту сигналов управления. Время прохождения по радиотракту сигнала управления (кодовой посылки) не превышает 8 секунд. Для передачи кодовой посылки может использоваться широкий спектр аналоговых радиовещательных передатчиков. При трансляции специальных кодовых посылок, которые с использованием блока П — 166 МБУ передаются в эфир, посылки принимаются приёмником установленным в БУС-1, сверяются в блоке сопряжения и при совпадении открывается линейный вход усилителя системы. В 2020 году блок БУС-1 (с индексом УЗСО) прошёл Государственные испытания в составе комплекса П-166ВАУ.
Оповещение территории - главное отличие от СОУЭ
Оповещение территории - главное отличие от СОУЭ
Производится перехват усилительного тракта, и трансляция сигнала «Внимание всем!» и речевая информация об опасности транслируется через систему СОУЭ внутри здания. А если люди находятся на закрепленной за организацией территории? Их тоже надо оповестить! Для этого при проведении проектных работ по созданию системы предусматривается установка рупорных громкоговорителей на крыше здания или сооружения, сигнал от которых должен покрыть всю территорию.
Экономическая эффективность принятых решений
Экономическая эффективность принятых решений
Очевидно, что помимо технического решения важная ещё и финансовая составляющая, укрупнённо рассмотрим её. Оборудование системы оповещения и управления эвакуацией есть почти на каждом объекте. Однако, использовать можно только системы оповещения о пожаре 3,4 или 5 типа, то есть те, которые способны по своим техническим характеристикам воспроизводить не только спецсигналы, но и речь. Системы 1 и 2 типа использовать нельзя, не позволяют технические характеристики, а дооборудование требует немалых финансовых затрат. Затраты при наличии систем — 3,4 и 5 типа минимальны и обуславливают только затраты на приобретение блока сопряжения, его монтаж и техническое обслуживание.
Порядок создания систем оповещения
Порядок создания систем оповещения
Первый этап — получение технических условий.
Важным в решении этой задачи является и организационная составляющая. С чего необходимо начать руководителю? Первое это запросить у руководителя органа повседневного управления (Единая дежурно — диспетчерская служба района/города) или у руководителя органа, специально уполномоченного на решение задач ГО ЧС (района/города) технические условия на сопряжение системы оповещения о пожаре с центром оповещения ЕДДС. Не нарушая требований 44-ФЗ в редакции с изменениями, который вступил в силу с 01.01.2020 года вам должны предложить несколько вариантов сопряжения в зависимости от технических возможностей оборудования центра оповещения ЕДДС. На основании полученных технических условий составить техническое задание для проектной организации. Именно в проекте излагаются все технические решения, и прилагается смета. Оценив компетенции и соответствие организации-исполнителя выполнить требования технических условий.
О вводе систем оповещения в эксплуатацию
О вводе систем оповещения в эксплуатацию
На этапе ввода системы в эксплуатацию необходимо заключить соглашение между органом повседневного управления (органом, специально уполномоченным на решение задач ГО ЧС) и организацией, система оповещения которой сопряжена с центром оповещения ЕДДС о взаимном оповещении и информирования в ЧС, как правило такие соглашения заключаются на безвозмездной основе.
Перспективы развития систем оповещения населения
Перспективы развития систем оповещения населения
В результате требования указа Президента Р Ф от 13.11.2012 г. № 1522 выполнены, однако не в полном объёме и это только первый этап. В оперативно — технических требованиях к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, разработанных специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно — исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», сформулированы требования к комплексной системе объектового уровня, а именно: оборудование системы должно производить автоматизированное сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обработку в автоматическом и автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения объекта, в том числе СОУЭ при пожаре. Как же технически это решить с минимальными затратами? Один вопрос уже решён при построении СОУЭ при пожаре, его мы рассмотрели ранее. Если на территории города, вблизи объекта имеются предприятия, на территории которых может произойти крупная производственная авария, а также не исключена возможность возникновения катастроф или стихийных бедствий, то вопрос оповещения населения, наиболее вероятно, уже решен. Если же система оповещения на территории, окружающей объект ещё не построена, то возрастает роль самой системы оповещения объекта, но где гарантии что система сработает в нужный момент?
Сбор информации о состоянии оконечных средств оповещения
Сбор информации о состоянии оконечных средств оповещения
Здесь необходим мониторинг состояния системы оповещения объекта. Прежде всего система мониторинга состояния средств оповещения. Очевидно, что система мониторинга состояния средств оповещения выступает одним из основных факторов надёжности запуска. Вариантом реализации системы мониторинга является обратный канал связи от объекта до отдела мониторинга и прогнозирования ЕДДС города или района. Вот один из реальных примеров: в ЕДДС города Череповца установлен программно-аппаратный комплекс «Эгида», все объектовые системы, подключаются к системе мониторинга по каналам сотовой связи. Информация о запуске системы, через оконечное устройство системы дистанционной передачи извещений по каналам сотовой связи GSM типа УО — 4С поступает на АРМ ПАК «Эгида». На АРМ отображается сигнал тревоги и адрес места установки системы. Кроме этого, при срабатывании системы отображается её техническое состояние.
 
Если диспетчер отдела мониторинга не получил эту информацию о запуске, то в его обязанности входит задача об оповещении ответственного за объект или руководителя объекта по любому имеющемуся с ним каналу связи. Кроме этого, по какому же принципу происходит оповещение диспетчера отдела мониторинга ЕДДС о террористическом акте. При получении такой информации с объекта немедленно информируется оперативный дежурный ЕДДС, который приводит все силы в готовность согласно алгоритму.
 
Материал этой статьи касается только тех организаций, которые не эксплуатируют опасные производственные объекты 1 и 2 класса опасности, т.к. для таких организаций требования изложены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 404 — ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Об этом мы поговорим в следующий раз.