Меню
Исакович Евгений Эрнестович
Автор:
МСО
полярный круг
11 мин
Особенности монтажа систем оповещения за полярным кругом
Об особенностях проведения работ по монтажу систем оповещения за полярным кругом. Методы решения основных проблем.
РАСЦО
крайний север
Особенности построения систем оповещения в условиях Заполярья
Особенности построения систем оповещения в условиях Заполярья
Какая основная особенность Крайнего севера? — на такой вопрос большинству сразу придёт в голову очевидный ответ — там холодно. Действительно, низкие температуры это одна из самых явных, но, отнюдь, не единственная особенность Крайнего севера, существенно отличающая процесс создания систем оповещения от, скажем, оповещения в средней полосе России. Помните, как глава одного из небезызвестных девелоперов России сказал: если Вы 5 лет строили одноэтажные дома, то можно переходить к строительству 10 этажных, ещё через 5 лет — к 20-ти этажным. А чтобы начать строить 50 и выше этажей — жизни, как правило не хватит. Приблизительно тот же принцип можно отнести к созданию систем оповещения в условиях Крайнего севера: если ваша компания преуспела в строительстве систем оповещения в средней полосе России, то можно считать, что 30% навыков строительства систем оповещения в условиях Крайнего севера у Вас есть, остальные знания придётся получать через срыв сроков, отмороженные конечности, угробленный инструмент и оснастку. Здесь постараюсь дать базовые знания по особенностям построения систем оповещения в условиях низких температур.

Для начала следует определить основные особенности, проведения работ по монтажу систем оповещения в условиях Крайнего севера:


  • работа в условиях низких температур;
  • малая продолжительность светового дня;
  • низкая транспортная доступность;
  • обеспечение сохранности материальных средств;
  • низкая телекоммуникационная обеспеченность;
Выполнение работ в условиях низких температур
Выполнение работ в условиях низких температур
Начнем с низких температур. На что влияет эта особенность:

  1. На экипировку вашего персонала. Основная ошибка — это попытка одеться потеплее, когда монтажник, инженер и бригадир выглядят как капуста из-за обилия свитеров, шарфов и т. п. Это верный признак того, что через 15 минут работы монтажник взмокнет, а на перекуре замёрзнет, инженер не сможет заниматься настройкой, а бригадир не будет пролезать в двери. Для предотвращения этого важно подбирать правильную экипировку. В сложившейся у нас практике это обязательно термобелье, тёплые флиски и верхняя одежда с мембраной. Опционально плащ-накидка. Также для настройки оборудования на открытом воздухе — палатка для инженера и автономный отопитель.
  2. Инструмент тоже не остаётся равнодушным к работе ниже нуля. С сожалением вынужден констатировать, что при выборе между сетевым и аккумуляторным инструментом выигрывает… никто. Большинство аккумуляторного инструмента при температурах ниже -20С теряет прямо на старте 50 и более процентов от своей ёмкости. В отношении сетевого электроинструмента свои сложности — питающие сетевые шнуры как у инструмента, так и у удлинителей дубеют и при использовании часто трескаются. Выход при работе аккумуляторным инструментом — держать за пазухой, а при использовании сетевого менять питающие кабели и кабели на удлинителях на провода с резиновой изоляцией (ПВХ, полиэтиленовая и виниловая изоляция дубеет и трескается)
  3. Оборудование, подлежащее установке лучше до последнего момента выдерживать в тепле, и выносить на открытый воздух непосредственно перед монтажом, так, в большинстве случаев, можно избежать заиневания внутренних клеммников и цанги гермовводов будут достаточно гибкими.
  4. Места вскрытия кровли надо герметизировать, обычные кровельные мастики здесь не подходят, и даже для морозостойких приходится достаточно долго греть кровельный материал.
  5. Подготовка места на кровле для размещения мачты с громкоговорителями может занять до половины рабочего дня — учитывая максимальные показатели во высоте снежного покрова до 0,8 метра. Здесь один совет — хорошие снеговые лопаты и правильный подбор одежды при проведении работ.
Малая продолжительность светового дня
Малая продолжительность светового дня
Вторым серьёзным ограничивающим фактором является полярная ночь. Зачастую, на подъем оборудования для освещения мест проведения работ может уходить больше времени, чем на подъем монтируемого оборудования. В отношении освещения надо завести правило: “Света много не бывает, а мало - бывает”, поэтому рекомендуем не экономить на мощных, легких светодиодных светильниках, как с сетевым питанием, так автономных фонарей, на случай отключения электроэнергии и необходимости сворачивать или завершить работы.
Низкое качество и ограниченное количество дорог
Низкое качество и ограниченное количество дорог
Третьим по значимости следует поставить низкую транспортную доступность в большинстве мест установки оборудования. В нашей практике часто возникают ситуации, когда к местам установки оборудования добраться можно лишь на спецтранспорте и, зачастую, не только на наземном. При выполнении работ в Архангельской области нас сильно выручал вездеход Трэкол, в Мурманской вертолет и снегоходы. Вот здесь важен вопрос транспортной логистики — согласитесь, обидно потратив 12 часов для того, чтобы добраться до точки установки вдруг обнаружить отсутствие копеечного разъема или предохранителя, а то и полностью неработоспособный блок.

Поэтому мы выработали несколько правил:
  1. Перед отправкой в труднодоступный район полная проверка оборудования. И это не банальный входной контроль, а сборка схемы на стенде в лаборатории, первичная настройка и тестирование во всех режимах, в которых согласно технического задания, должна работать система оповещения.
  2. двойной, а часто тройной запас метизов, разъёмов, плавких вставок, метизов и расходников для ручного инструмента.
  3. исчерпывающий комплект документации на оборудование и создаваемую систему.
  4. Использование только типовых и быстровозводимых конструкций. На этом стоит остановиться подробнее.
Если Трэкол не накладывает больших ограничений на габариты и массу оборудования, то при доставке вертолётом это становится серьёзным ограничивающим фактором, а при доставке на снегоходе — и вовсе без саней-волокуш не обойтись. Поэтому одним из важнейших правил — это использование такого оборудования, которое можно компактно упаковать для транспортировки. До 2020 года самым неудобным с точки зрения транспортировки была конструкция мачты с опорой, представляющие, как правило сварную конструкцию 1,5х, 1,5 метра и высотой до 3 метров и массой под 90 кг. Такой груз нелегко доставить и ещё тяжелее разгрузить и поднять на крышу, а в одиночку задача и вовсе невыполнима. С сентября 2020 года наша компания опробовала сборно-разборные мачты для установки громкоговорителей, это позволило снизить объем транспортировки и, в случае необходимости, производить подъем и сборку оборудования одним монтажником.
Противодействие хищению и меры по обеспечению сохранности оборудования систем оповещения
Противодействие хищению и меры по обеспечению сохранности оборудования систем оповещения
Следующей проблемой, с которой приходится сталкиваться — это, к сожалению, обеспечение сохранности установленного оборудования. Здесь универсальных советов нет. Но глобально, все мероприятия делятся на организационные и технические. К техническим мероприятиям относим использование самосрывных гаек при креплении оборудования, нетиповых элементов, ограничение доступа, в том числе предоставляя собственные замки и засовы, ограничивающие доступ на чердачные помещения и выход на кровлю. Часто приходилось за свой счёт восстанавливать сигнализацию открытия выходов на кровлю, конечно, это в тех редких случаях, где она была кем-то ранее смонтирована.

К организационным мероприятиям относим: тщательный процесс согласования мест установки оборудования, прислушиваемся к рекомендациям по размещению от собственников и организаций, эксплуатирующих здания. Ну и конечно фотофиксация и своевременная передача оборудования на баланс Заказчика с оформлением документов.
Отсутствие каналов связи
Отсутствие каналов связи
Низкая степень обеспеченности каналами связи относится не только к каналам, используемым для подключения системы оповещения к вышестоящему уровню (РАСЦО или МАСЦО), но и для сервисных нужд, при монтаже системы оповещения. Зачастую, нет не только возможности скачать забытый драйвер, но и даже просто совершить обычный телефонный звонок. В ход идут различные хитрости: от влезания на дерево, до использования удочки с привязанным телефоном на громкой связи и гарнитурой.

Сами же каналы связи в наиболее удаленных районах в основном спутниковые. Здесь подробно рассказывается об особенностях их построения, юстировке антенн, настройки терминала. Главное правило — делать все как можно более качественно, так как низкие температуры и большая удалённость серьёзно увеличивают расход ресурсов на устранение неисправностей.
Вопросы личной безопасности и здоровья персонала при монтаже систем оповещения населения
Вопросы личной безопасности и здоровья персонала при монтаже систем оповещения населения
И главное, необходимо не забывать о безопасности, поэтому всегда при себе должна быть аптечка, минимальный набор для выживания на 1 сутки, но главная работа по безопасности — в офисе. Именно здесь важно знать в каждую минуту времени, где и какой сотрудник находится, какими ресурсами обладает и кто в какие сроки сможет прийти на помощь. Технические средства самые разные: трекеры на транспорте, определение местоположения по телефону, радиомаяки. Не забывайте о том, что главное это безопасность Ваших сотрудников.