Меню
Зуев Андрей Юрьевич
Автор:
РАСЦО
РСОН
РСО
11 мин

Об изменениях в создании и эксплуатации региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга

С выходом нового постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2025 N452, внёсшего в Постановление Правительства N798 от 06.08.2012 очередные, третьи по счету, изменения в процессе создания и эксплуатации технических средств оповещения подлежит изменению. Об основных отличиях от предыдущей редакции в статье
В рамках данной статьи не производится анализ изменений в порядке задействования региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга – она освещает отличия в порядке создания и эксплуатации РСОН.
24 июня 2025 года вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга № 452 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга». В части Региональной системы оповещения населения внесен ряд изменений, оказывающих влияние на порядок дальнейшего построения, эксплуатации и реконструкции систем оповещения населения на территории города. Ранее постановление Правительства Санкт-Петербурга уже было дополнено двумя постановлениями от 20.05.2016 N 392 и от 04.08.2020 N 589.

Постановление изменяет название Положения о региональной системе оповещения населения Санкт-Петербурга (Положение), дополняет обязанности Комитета по информатизации и связи функциями контроля за поддержанием в готовности к использованию РСОН, в то же время отзывает рекомендации ГУ МЧС по СПБ в выполнении функций контроля за исполнением Положения.

В связи с изменением наименование региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга откорректировано сокращенное название с заменой аббревиатуры РАСЦО на РСОН.
Из Постановления исключены пункты о проведении мероприятия по обеспечению сохранности ТСО и линейно-кабельных сооружений проводного вещания и РСОН ввиду того, что обязательства по обеспечению их сохранности конкретизированы в составе Положения.

Вопросы организации проведения комплексных проверок в соответствии с действующим законодательством Федерального уровня откорректированы пунктом 2 Постановления.
Одним из самых объемных изменений — это ввод новой редакции Положения о региональной системе оповещения населения Санкт-Петербурга, на этом остановимся более подробно.

Вектор основного назначения Положения смещен с определения задач Правительству, исполнительным органам государственной власти (ИОГВ), организаций в части оповещения населения Санкт-Петербурга в сторону определения назначения и основной задачи РСОН.

Определение уровней систем оповещения исключено из Положения, как определённое ранее нормативной документацией Федерального уровня совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». Также из Положения исключен термин, определяющий специализированный комплекс технических средств оповещения.

Ранее определенные Положением системы (во множественном числе) оповещения сведены к понятию одной системы — РСОН, включающей в себя комбинацию взаимодействующих элементов, в составе: специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных.

Исключено деление РСОН на подсистемы (управления и связи, электросиренного и речевого оповещения, задействования теле- и радиовещательных станций, систем оповещения объектов, систем оповещения по телефонным линиям, специализированных технических средств оповещения и др). Также исключено положение о допустимости использования единой мультисервисной телекоммуникационнй сети связи для резервирования РСОН с целью устойчивого функционирования. Такая же возможность также исключена из новой редакции Положения для сетей сотовой и радиосвязи.

Роль КСЭОН, входящей в РСОН изменений практически, не претерпело за исключением режима работы. В новой редакции Положения предусмотрен только один режим работы КСЭОН — автоматизированный при котором функционирования запуск систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурно-диспетчерским службами, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов и распоряжений.

Также в новой редакции Положения существенно изменен посыл в определении что является оповещением населения. В первую очередь указано доведение до населения Санкт-Петербурга сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Во вторую очередь — чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Данное определение имеет инверсный порядок изложения назначения системы по сравнению и с предыдущей редакцией, и с Положением о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365. Определение сигнала оповещения и экстренной информации не претерпело каких-либо изменений по отношению к законодательству Федерального уровня с адаптацией его до уровня субъекта Российской Федерации.

Положением определены границы зоны действия РСОН и КСЭОН, а также определен термин Техническое средство оповещения в соответствии с ГОСТ Р 42.3.02−2021.

Органом уполномоченным на создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию РСОН определен Комитет по информатизации и связи. Вопрос организации и реконструкции в предыдущей редакции был вменен СПб ГКУ «ГМЦ», в действующей редакции организует проведение необходимых мероприятий и работ по созданию, поддержанию в готовности, реконструкции и совершенствованию РСОН Комитет по информатизации и связи.

Назначением резерва ТСО определено оповещение максимального количества людей, попавших в зону ЧС, в том числе на территориях, не охваченных действующими ТСО. На первый взгляд это идет в разрез с назначением резерва ТСО, определенного нормативной документацией вышестоящего уровня как в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения, однако, разделом 4 Положения в мероприятиях по поддержанию в готовности РСОН данная коллизия разрешается. Таким образом, использование резервов ТСО приобретает дополнительное предназначение по расширению зоны охвата РСОН.

В предыдущей редакции Положения обязанности по созданию и поддержанию резервов ТСО были в явном виде определены для ИОГВ и подведомственные учреждений, а таже организаций независимо от организационно-правовых форм для соответствующих уровней систем оповещения. В действующей редакции вопрос создания и содержания резервов отсылает к нормативной документации более высокого уровня.

Основные задачи РСОН дополнены доведением сигналов оповещения до Губернатора Санкт-Петербурга (в прошлой редакции — дежурных служб Губернатора Санкт-Петербурга), глав администраций районов Санкт-Петербурга. Также из списков задач исключена необходимость доведения сигналов до дежурно-диспетчерских служб объектов (организаций), подключенных к РСОН (ранее к РАСЦО). Задача КСЭОН определена аналогично нормативно правовой базе вышестоящего уровня.

Режимы работы РСОН дополнены возможностью, помимо автоматизированного, еще и ручного режима функционирования, сохранив при этом автоматизированный режим приоритетным. Основные принципы работы в режимах соответствуют порядку, описанному в нормативной документации более высокого уровня.

Положением (пункт 3.6) обозначен порядок взаимодействия Комитета с операторами связи, оказывающих услуги по передаче сигналов оповещения путем заключения соглашения о взаимодействии.
 
Мероприятия по поддержанию в готовности РСОН дополнены действиями по заблаговременному формированию сигналов оповещения и экстренной информации. При этом вопросы регулярного проведения проверок, эксплуатационно-технического обслуживания, создания резервов ТСО и реконструкции РСОН остались, но с уже ранее описанными изменениями.

Проведение проверок готовности РСОН претерпело изменение не только в названии (исключено слово техническая из комплексной проверки) и в периодичности (указано, что комплексная проверка проводится 2 раза в год в соответствии с нормативной документацией Федерального уровня, ранее было указано не менее 1 раза в год), но и в составе комиссии. В действующей редакции в состав комиссии включены представители операторов связи, предоставивших каналы связи в интересах РСОН и операторов связи, оказывающих услуги эфирного телевизионного вещания.

Положением определено время замещения эфирного телевизионного вещания и радиовещания при комплексной проверке готовности осуществляется с 10 часов 43 минут продолжительностью до 1 минуты. При этом, в отношении проведения комплексной проверки других средств оповещения РСОН ограничения установлены только в части их проведения в дневное время.

Действующее Положение устанавливает гораздо более короткий период между техническими проверками готовности. Вместо, ранее определенной периодичности раз в месяц, установлен период не реже раза в сутки.

Внеплановые технические проверки исключены из действующей редакции Положения.
Организация эксплуатационно-технического обслуживания возложена на Комитет по информатизации и связи, при этом в предыдущей редакции Комитетом осуществлялось общее руководство и контроль, а организация была возложена на СПб ГКУ «ГМЦ».

Пункт 4.14.1 Положения дополнен обязательствами ИОГВ, государственным учреждениям, предприятиям и организациям об обеспечении сохранности ТСО на основании соглашений о взаимодействия, равно как и об обеспечении допуска организаций, производящих эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО. Этим же пунктом установлены требования об обеспечении возможности установки ТСО в заданиях и помещениях на безвозмездной основе и обеспечении ТСО электроснабжением при наличии технической возможности.

Обязанности Администраций районов Санкт-Петербурга дополнены участием в проверках наличия и работоспособности ТСО на территории района при подготовке к комплексным проверкам готовности. Также внесены изменения в части в организации и осуществлении мероприятий по своевременному оповещению населения района Санкт-Петербурга и поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения — в действующей редакции: администрации рассматривают на КЧС и ПБ районов Санкт-Петербурга вопросы об организации оповещения населения, определения способов и сроков оповещения с использованием ТСО, расположенных на территориях районов Санкт-Петербурга;
 
В действующей редакции Положения в явном виде (за исключением Постановления и Порядка задействования) исключено упоминание СПб ГКУ «ГМЦ», с возложением части спектра обязанностей, предусмотренных Положением предыдущей редакции на Комитет по информатизации и связи. Также из обязанностей Комитета исключена организация подготовки оперативных дежурных служб по передаче сигналов оповещения и специалистов по техническому обслуживанию ТСО. Подготовка типовых текстов, аудио- и аудиовизуальных и графических сообщений вменена постоянно действующими органами управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС и органами повседневного управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС.

Разработка и утверждение паспортов РСОН и КСЭОН в соответствии с действующим Положением находятся в зоне ответсвености КИС. Вопросы организации круглосуточного дежурства на пунктах управления РСОН и заключения соглашений о взаимодействии и поддержания в постоянной готовности к использованию ТСО, сопряженных со РСОН, также находятся в зоне ответственности КИС. Комитет по информатизации и связи осуществляет ввод в эксплуатацию РСОН.

Взаимодействие с операторами, оказывающими услуги связи на территории Санкт-Петербурга, операторами кабельного или эфирного теле или радиовещания, а также проводного радиовещания осуществляется Комитетом на основании соглашений (договоров), для обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации, с обеспечением на их основе операторами организационной и технической возможности сопряжения своих сетей связи и вещания с РСОН.
В отношении организаций (вне зависимости от организационно-правовой формы) требования по участию в проверках ТСО сохраняются, равно как и требования об оповещении людей на территории организации. В части новых ТСО указывается на необходимость перед созданием ТСО принять решение.

Выход Постановления и ввод в действие нового Положения о региональной системе оповещения населения Санкт-Петербурга потребует изменения весомой части процессов по отношению к сложившейся в настоящий момент ситуации. Очевидно, часть процессов потребуется уточнить на уровне распоряжений Комитета и регламентов, тем не менее внесенные изменения затронут практически все организации, участвующие в процессе создания и эксплуатации технических средств оповещения.