Меню
Леонова Алла Николаевна
Автор:
использование СОУЭ
5 мин
Потенциал СОУЭ для оповещения населения о ЧС
Наличие в зданиях и сооружениях речевых систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре подталкивает к поиску путей их использования в составе систем оповещения населения. О правовых и технических особенностей использования СОУЭ для оповещения населения в этой статье.
СОУЭ
В течение длительного времени вопрос использования систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре в качестве систем оповещения населения по сигналам ГО и ЧС не оставлял равнодушными только тех, кто был максимально дистанцирован от создания и эксплуатации систем оповещения населения.

С 2003 по 2012 год вносимые изменения в НПБ 104−03 «Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» не добавляли ясности в правомерность и механизм реализации перехвата систем оповещения и управления эвакуацией для целей ГО и ЧС. Отсутствие конкретной информации порождало множество мнений и субъективных толкований о возможности использования СОУЭ для ГОЧС, что приводило к серьезным спорам и противостояниям.
Первые правовые предпосылки к использованию СОУЭ в качестве систем оповещения населения
Первые правовые предпосылки к использованию СОУЭ в качестве систем оповещения населения
Пункт 7 Требований к системам оповещения населения, являющимся приложением № 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 указывает, что наравне с применением технических средств оповещения могут применяться элементы системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах. Это первое существенное упоминание о возможности использования СОУЭ для оповещения населения. Так как, ни в Положении о системах оповещения населения, ни в других документах раскрытие порядка использования элементов систем оповещения и управления эвакуацией не производится, целесообразно последовательно разобрать возможности и ограничения такого применения.
 
Итак, для начала определимся с составом и типами СОУЭ, а затем попробуем разобраться, какие из элементов СОУЭ могут применяться для оповещения населения по сигналам ГО и ЧС. Нормативной документацией в сфере создания и эксплуатации систем оповещения о пожаре определены 5 типов систем оповещения. Третий, четвертый и пятый из которых — речевое оповещение, которое потенциально может использоваться для трансляции сигналов оповещения ГОЧС. Именно об использовании систем оповещения 3, 4, 5 типов пойдет речь.
 
Рассматривать вопрос использования систем оповещения и управления эвакуацией в составе систем оповещения населения следует с двух точек зрения: правовой и технической.
Определимся с приоритетами сигналов оповещения
Определимся с приоритетами сигналов оповещения
Очевидно, что возникает достаточно сложный вопрос: “Что в данную секунду важнее для человека, находящегося в здании - срабатывание системы оповещения и управления эвакуаций при пожаре или информация об угрозе возникновения ЧС?”. Срабатывание СОУЭ может быть вызвано как реально возникшим пожаром, так и задымлением помещения и срабатыванием датчиков пожарной сигнализации. Исключать ложное срабатывание также не стоит.

Тем не менее, оповещение о чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения тоже может не быть актуальным для конкретного объекта. Например, в случае оповещения гораздо большей территории с использованием оконечных средств, чем зона воздействия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития ЧС. Такой эффект может быть при срабатывании системы оповещения в циркулярном или групповом режиме оповещения, при которых может быть задействовано больше средств оповещения, чем того требует ситуация.

Таким образом, существует реальная угроза того, что если приоритет будет иметь СОУЭ над сигналами ГО и ЧС, то в момент возникновения реальной угрозы и необходимости оповещения о ЧС систем оповещения и управления эвакуацией будет “Занята” обработкой сигналов от системы пожарной сигнализации.

При обратном приоритете, может быть ситуация, когда сигнал об угрозе возникновения ЧС (или проверочный сигнал комплексной проверки систем оповещения населения) заблокирует реальный сигнал о пожаре. Дебаты о приоритетах сигналов ведутся давно и по настоящее время нет четкого распределения приоритетов. Однако, сейчас большинство позиций специалистов по вопросу приоритета обработки сигналов сводится к простому принципу: “Пожар — это здесь и сейчас, а ЧС — это где-то там и потом”. То есть приоритет в работе стойки СОУЭ отдается трансляции сигналов оповещения о пожаре.

Правильно ли распределены приоритеты? Ответ на этот вопрос стоит искать в первоначальном предназначении системы - система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. То есть, система изначально создавалась для оповещения о пожаре. Ее топология, технические решения, компоненты ориентированы, прежде всего на оповещение о пожаре. Таким образом, с точки зрения первоначального предназначения решение о распределении приоритетов в пользу оповещения о пожаре верное.
 
Очевидные технические ограничения
Очевидные технические ограничения
Поговорим об ограничениях, связанных с использованием СОУЭ для трансляции сигналов ГО и ЧС. Ранее уже упоминалось, что система оповещения должна быть речевой, то есть 3 типа и выше. Тем не менее, даже если система оповещения речевая, то это не означает, что она технически может быть использована для трансляции оперативных сообщений о ЧС.

Многие системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре строятся на сценарном принципе. Это означает, что заранее разрабатываются возможные варианты возникновения пожаров и в соответствии с каждым вариантом в СОУЭ записывается сообщение, соответствующее данному сценарию оповещения о пожаре. Часто количество таких сценариев ограничивается одним. А вот ввода оперативно транслируемого сообщения в некоторых СОУЭ попросту не предусмотрено. То есть, запустить заранее запрограммированный сценарий с предварительно записанным сообщением в таких моделях СОУЭ может, а воспроизвести сигналы о ЧС, к сожалению, нет.

Следующим техническим ограничением является зона оповещения. Основная задача СОУЭ, в первую очередь, оповестить о пожаре и вывести людей из здания по безопасным путям. Дальнейшие действие эвакуированных из здания людей не находятся в зоне ответственности СОУЭ и не регулируются сценариями оповещения о пожаре.

В системах оповещения по сигналам ГО и ЧС, напротив, люди, эвакуированные из здания, должны быть выведены в безопасные районы или сборные эвакуационные пункты по путям эвакуации, при этом не пересекать пути ввода сил и средств для ликвидации ЧС. Таким образом, зона действия системы оповещения населения по сигналам ГО и ЧС гораздо больше, чем СОУЭ, как минимум за счет оповещения прилегающей территории. Для локальных систем оповещения пропорция в сторону прилегающей территории еще больше.

Таким образом, полностью решить вопрос оповещения населения по сигналам ГО и ЧС за счет средств СОУЭ невозможно ввиду недостаточности зон покрытия средствами СОУЭ.
Выводы с технической точки зрения:
Выводы с технической точки зрения:
Итак, с технической точки зрения мы имеем следующие факты «за» использование речевых СОУЭ в качестве систем оповещения населения:

  • потенциальная возможность доведения сигналов оповещения до людей, находящихся в здании без существенного расширения технических средств оповещения;
  • по большей части готовая инфраструктура линейных сооружений с оконечными средствами с высокой степенью устойчивости и готовности к задействованию;

И достаточное количество фактов «против» такого использования:
  • отсутствие четко определенных приоритетов использования;
  • невозможность использования отдельных моделей речевых СОУЭ для трансляции оперативных сигналов оповещения;
  • отсутствие в большинстве моделей СОУЭ специальных сигналов для оповещения населения, например сигнала «Внимание всем!».
  • отсутствие решений по оповещению прилегающей территории на путях эвакуации и путях ввода сил и средств.

С технической точки зрения использование СОУЭ в качестве систем оповещения населения о ЧС имеет больше минусов, чем плюсов. Теперь следует рассмотреть возможность использования СОУЭ в качестве систем оповещения населения о ЧС с правовой точки зрения.
Применимость СОУЭ для оповещения населения со стороны нормативной документации в сфере пожарной безопасности
Применимость СОУЭ для оповещения населения со стороны нормативной документации в сфере пожарной безопасности
Технические средства системы оповещения и управления эвакуацией (далее — СОУЭ) и системы передачи данных (извещений) о пожаре (далее — СПИ) в соответствии с положениями ст. 46 Федерального закона от 22.07.2008 № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» относятся к техническим средствам пожарной автоматики, предназначенным для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов.

В п. 31 ТР ЕАЭС 043/2017 Технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (далее — ТР ЕАЭС 043/2017) указывается, что технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики, в зависимости от их назначения должны обеспечивать выполнение одной или нескольких из следующих функций:
  • автоматическое обнаружение пожара, автоматическое либо автоматическое и ручное включение сигнала о пожаре;
  • информирование дежурного персонала о пожаре;
  • подача управляющих сигналов на технические устройства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, на включение эвакуационного освещения, на исполнительные устройства систем противопожарной защиты (пожаротушения, противодымной вентиляции);
  • формирование сигналов управления инженерным и технологическим оборудованием;
  • информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими устройствами, входящими в состав систем пожарной автоматики.

Технические средства, функционирующие в составе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ), должны обеспечивать информирование людей о пожаре в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также выдачу дополнительной информации о путях и способах эвакуации.

В соответствии с п. 9.2.2 ГОСТ Р 53 325−2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» запуск систем оповещения о пожаре должен осуществляться при получении прибором управления средствами оповещения тревожного сигнала от системы пожарной сигнализации объекта.

В вышеприведенных документах явно прослеживается назначение сигналов, передаваемых с использованием СОУЭ — это сигналы оповещения о пожаре, передаваемые в автоматическом или ручном режимах. То есть, СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией (п. 3.3 СП 3.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).
Оценка возможности использования СОУЭ для оповещения населения со стороны законодательства в области ГОЧС
Оценка возможности использования СОУЭ для оповещения населения со стороны законодательства в области ГОЧС
Попытаемся рассмотреть возможность применения СОУЭ со стороны нормативной документации (как обязательно примирения, так и рекомендательного) с точки зрения принципиального применения СОУЭ для оповещения населения о ЧС.

В СП 133.13 330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования» требования по сопряжению систем оповещения населения и СОУЭ отсутствуют.

Пунктом 5.12 СП 134.13 330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» система автоматической передачи извещений о пожаре на объекте должна быть запроектирована так, чтобы обеспечивать получение в автоматическом режиме информации в той дежурно-диспетчерской службе, которая определена требованиями законодательства, в соответствии с порядком передачи информации о тревоге, неисправности, состоянии систем комплексной безопасности объектов, в том числе систем автоматической пожарной сигнализации, в органы повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в соответствии с требованиями СП 5.13 130, с учетом требований и рекомендаций, приведенных в ГОСТ Р 53 195.1 — ГОСТ Р 53 195.5.

Как уже упоминалось ранее, Положение о системах оповещения населения допускается наравне с использованием технических средств оповещения применять элементы системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах. Однако, с 1 января 2015 года вступили в силу требования ГОСТ Р 42.3.01−2104 года «Гражданская оборона, Технические средства оповещения населения», требования которого распространяются на технические средства оповещения населения, предназначенные для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и информации в системе оповещения населения.

Таким образом, Требования к техническим средствам оповещения изложенные в ГОСТ 42.3.01−2014 должны быть применимы и к элементам СОУЭ, используемым для доведения сигналов оповещения населения. То есть, если СОУЭ создана на основе оборудования, соответствующего ГОСТ Р 42.3.01−2014, то потенциально не возникает противоречий в использовании СОУЭ в качестве элементов систем оповещения населения.
Итоги применимости СОУЭ для оповещения населения о ЧС с правовой точки зрения
Итоги применимости СОУЭ для оповещения населения о ЧС с правовой точки зрения
К положительным сторонам использования СОУЭ в качестве элементов систем оповещения населения можно отнести:

  • СОУЭ, построенные на оборудовании, соответствующем требованиям нормативной документации в области создания систем оповещения населения (в частности, но не ограничиваясь ГОСТ 42.3.01−2014 и Требованиям к системам оповещения населения, в том числе КСЭОН, Приложение № 1 к Положению о системах оповещения) потенциально может быть использовано в качестве элементов систем оповещения населения.
  • отсутствие в нормативной документации как с точки зрения создания и эксплуатации СОУЭ, так и с точки зрения создания и эксплуатации систем оповещения населения прямых запретов на использование СОУЭ в качестве средств оповещения населения о ЧС.

Отрицательная сторона представлена фактами:

  • назначение СОУЭ не предусматривает никакого другого использования кроме как оповещения о пожаре;
  • в нормативной документации в сфере систем оповещения населения отсутствуют четкие указания по перехвату СОУЭ;

Таким образом, с правовой точки зрения использование СОУЭ в качестве элементов систем оповещения населения не разрешено в сфере законодательства о системах оповещения о пожаре и не определено с точки зрения нормативной документации оповещения населения.
Подведем итог и сделаем выводы:
Подведем итог и сделаем выводы:
Очевидно, что вопрос использования СОУЭ не актуален ни на уровне Региональной системы оповещения, ни на уровне Муниципальной системы оповещения населения. Он приобретает сколько-нибудь значимый вес только на объектовом уровне. В связи с тем, что при создании систем оповещения на объектовом уровне гораздо большая часть мощностных ресурсов задействуется для оповещения прилегающей территории, потенциальная «помощь» СОУЭ в увеличении охвата населения может быть оказана только внутри зданий и сооружений, имеющих СОУЭ 3-го типа и выше.

Тем не менее, система оповещения и управления эвакуацией при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения по сигналам гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включатся в работу по разным побудительным мотивам и, хотя, технической точки зрения, реализовать перехват большинства моделей СОУЭ возможно, целесообразность использования СОУЭ для оповещения невысока. Также следует помнить, что система оповещения и управления эвакуацией относятся к техническим средствам пожарной автоматики, сопряжение которых с системами оповещения населения в действующих нормативных правовых актах не предусмотрено.

В сложившейся ситуации использование речевой СОУЭ для оповещения населения о ЧС или по сигналам ГО возможно лишь при следующем сценарии: оповещение объекта производится специально созданной для этого системой оповещения населения, а с использованием ручного управления СОУЭ возможно проводить дальнейшее разъяснение ранее переданной экстренной информации с учетом особенностей конкретного объекта и путей эвакуации с него.