Меню
Шкурлов Александр Анатольевич
Автор:
Скачать статью
РАСЦО ЛО
Комплексная проверка
8 мин
Проблемы эксплуатационного обслуживания РАСЦО ЛО и пути их решения
В статье описываются проблемы и пути их решения, а также консолидированный опыт, полученный при эксплуатационно-техническом обслуживании РАСЦО и КСЭОН Ленинградской области.
ЭТО
Проверка
Основные проблемы эксплуатационно-технического обслуживания КСЭОН и РАСЦО ЛО.
Основные проблемы эксплуатационно-технического обслуживания КСЭОН и РАСЦО ЛО.
С завершением реконструкции РАСЦО Ленинградской области в конце 2014 года появились правовые предпосылки и стал актуальным вопрос проведения эксплуатационно-технического обслуживания смонтированной системы оповещения. С 1 квартала 2015 года вопросом обслуживания Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения выполнялось силами ООО «Прометей», а с 2021 года компанией АО «Северен-Телеком». В ходе более, чем шестилетнего опыта обслуживания системы оповещения выявился ряд проблем. Решение некоторых удалось найти в процессе эксплуатации, но ряд комплексных проблем не решён до настоящего момента.

В рамках эксплуатационно-технического обслуживания я бы выделил 3 основных проблемы связанных с эксплуатацией:

  • использование нестабильных каналов связи к оконечным средствам оповещения, отсутствие резервирования каналов на критических направлениях;
  • отсутствие комплектов ЗИП для оборудования снятого с производства и невозможность его восстановления;
  • отсутствие оперативного доступа к сведениям о состоянии оконечных средств оповещения.
Об используемых беспроводных каналах связи для систем оповещения.
Об используемых беспроводных каналах связи для систем оповещения.
Системы оповещения регионального уровня (РАСЦО и КСЭОН), в большинстве случаев, не имеют резервирования каналов связи и используют один комплект каналообразующего оборудования, как правило, беспроводного: спутниковая связь, аналоговый радиоканал УКВ, транкинговый канал в режиме DMO и GSM. Мониторинг состояния каналов показывает их высокую зависимость от погодных условий. Вторым фактором, ухудшающим использование беспроводных каналов связи является их высокая зависимость от ресурсов оператора и статуса каналов. На особый период данные каналы могут оказаться полностью или частично неработоспособны и, как следствие не способны осуществлять доставку сигналов оповещения до оконечных средств. Третьим фактором, оказывающем существенное влияние на использование беспроводных каналов связи является их низкая помехозащищённость при постороннем вмешательстве, а именно случайной или преднамеренной постановке помех. И четвертым отрицательным фактором является низкая имитозащищенность, особенно для каналов УКВ-ЧМ. Вышеуказанные ограничения беспроводных каналов связи оказывают влияние на потенциальное снижение готовности систем оповещения.
Отсутствие ЗИП для оконечных средств оповещения населения.
Отсутствие ЗИП для оконечных средств оповещения населения.
Системы оповещения Ленинградской области и РАСЦО и КСЭОН создавались на протяжении нескольких лет, в частности активная фаза создания РАСЦО проводилась в период с 2007 по 2013 год, а КСЭОН с 2014 года по настоящее время. Длительный срок создания систем явился причиной появления большой номенклатуры оборудования, входящего в состав РАСЦО и КСЭОН. Если учесть, что даже внутри одной модели конкретного производителя оборудования существуют несколько ревизий как аппаратной, так и программной частей, а с учётом множества применяемых моделей оборудования количество уникальных единиц стремится к нескольким сотням наименований. Вступившие в силу с 1 января 2015 года требования ГОСТ Р 42.3.01−2014 «Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения» и «Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе оповещения населения», изложенные в Приложении № 1 к введённому приказом совместным приказом МЧС России № 578, Минцифры России № 365 от 31.07.2020 предъявили к системам оповещения населения дополнительные требования, большей части из которых созданные ранее системы оповещения не отвечают. Основными недостатками оборудования сейчас являются: низкая надёжность, отсутствие двустороннего отклика, слабая защита от несанкционированного доступа, отсутствие баз данных, протоколирующих действие оборудования за истекшие 3 года.

Вторым отрицательным фактором используемого оборудования является отсутствие ЗИП, а также свёртывание программ поддержки оборудования, в том числе ремонта ранее выпущенного оборудования производителями. Таким образом, для части оборудования запасы ЗИП не восполнятся и близятся к завершению, а для отдельных единиц оборудования полностью отсутствуют. Для таких средств оповещения целесообразно завершить эксплуатацию на основании пункта 8 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, введённого с 01.01.2021 г. совместным приказом МЧС России № 579, Минцифры России № 366 от 31.07.2020 с формулировкой: «Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически не целесообразно».
Организация оперативного доступа к состоянию средств оповещения у обслуживающей организации.
Организация оперативного доступа к состоянию средств оповещения у обслуживающей организации.
Выполнение эксплуатационно-технического обслуживания не всегда связано только с осуществлением регламентных работ, оформлением документации и представлением балансодержателю системы оповещения сведений о надёжности оборудования и предложений по его модернизации, но и выполнением аварийно-восстановительных работ, часто в срочном порядке. Текущая ситуация складывается, что мониторинг состояния узлов и средств оповещения производится дежурной сменой, а выезд на выполнение аварийно-восстановительного ремонта осуществляется по заявке. При этом, часто ремонтному персоналу невозможно произвести опрос оборудования, чтобы дистанционно точнее определить неисправный узел или модуль. Это обусловлено тем, что система оповещения построена на разном технологическом оборудовании нескольких производителей. Сейчас число разноимённых автоматизированных рабочих мест и пультов управления существенно больше, чем поддающееся мониторингу с адекватным качеством. И проблема не только в том, что запускать системы оповещения приходится в несколько этапов. Дело ещё и в том, что у эксплуатирующей организации нет оперативной информации о неисправностях, а выполнять настройку и тестирование невозможно без помощи дежурной смены. Для увеличения оперативности наблюдения за средствами оповещения и своевременным устранением возникающих аварий целесообразно обслуживающей организации предоставить возможность мониторинга состояния средств оповещения в автоматическом режиме. Вопрос запуска оконечных средств оповещения в режиме тестирования целесообразно рассматривать либо в режиме «тихого теста» (без воспроизведения сигналов оповещения), либо, при невозможности работы в таком режиме оборудования — с подтверждением от дежурной смены.

Разумеется, данный список проблем не является исчерпывающим, а для другого временного периода или систем оповещения другого уровня, другого субъекта Федерации он будет иным. Тем не менее, при организации эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения целесообразно принимать во внимание опыт других организаций.