Меню
Хавренко Эдуард Павлович
Автор:
РАСЦО
РАСЦО Санкт-Петербург
комплексная проверка
11 мин
Комплексная проверка готовности РАСЦО населения Санкт-Петербурга
3 марта 2021 года прошла первая комплексная проверка систем оповещения в соответствии с требованиями нового Положения о системах оповещения населения. Результаты проведения проверки РАСЦО населения Санкт-Петербурга.
проверка
Результаты проверки Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга.
Результаты проверки Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга.
3 марта 2021 года

С развитием систем оповещения населения на территории Санкт-Петербурга и в целях проверок их готовности стал актуальным вопрос осуществления их периодических проверок. Первая общегородская проверка систем оповещения была проведена более 14 лет назад в январе 2007 года. Начиная с этого момента в Санкт-Петербурге комплексная проверка проводится ежегодно, а в отдельные периоды дважды в год. Сроки проведения проверок определялись уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в конце лета, как правило, в одно и тоже время или в связи с проведением в городе значимых мероприятий (например ЧМ по футболу 2018 и другие). Позднее проверка стала проводиться одновременно с общероссийской в октябре. Такая относительная регулярность проведения проверок позволяла выполнять мероприятия по подготовке к ней на систематической основе, в том числе эффективно обеспечить информирование населения о ней. Последний фактор имеет немаловажное значение для успешного проведения подобных проверок систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов до населения. С вступлением в силу нового Положения о системах оповещения населения, введённого в действие с 01.01.2021 года совместным приказом МЧС России № 578, Минцифры России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» комплексные проверки стали ещё более частыми и регулярными, будут проводиться в чётко регламентированное время, в первую среду марта и октября каждого года.

В 2021 году первая подобная проверка на территории Санкт-Петербурга была проведена с 10:37 до 10:44 3 марта в соответствии с утверждённым руководством города планом подготовки и проведения проверки.

Проведению проверки предшествовала подготовка, основными направлениями которой явились:


  • информирование населения через средства массовой информации о предстоящей проверке и порядке ее проведения;
  • работа с организациями, эксплуатирующими оконечные средства оповещения;
  • подготовка персонала, проверка управляющего и оконечного оборудования, каналов связи;
  • осуществление планового эксплуатационно-технического обслуживания комплексов технических средств оповещения.
При информировании населения о предстоящей проверке, помимо уведомлений на официальных ресурсах Правительства Санкт-Петербурга и пресс-релизов в средствах массовой информации, уделено активное внимание распространению соответствующей информации в социальных сетях и электронных СМИ, в общественном транспорте. Высокая эффективность осведомлённости жителей города о предстоящей проверке отмечается за счёт использования технических средств информирования в Санкт-Петербургском метрополитене. В этом году следует отметить, что количество упоминаний в сети Интернет о предстоящей проверке и сведения о ее проведении, в том числе прямые видеотрансляции процесса оповещения с улиц города существенно возросло по сравнению с прошлыми годами. Очевидно, что основную роль в этом сыграли системность (регулярность) предстоящих проверок и более активное размещение информации в СМИ и по другим каналам.

Во время подготовки и в ходе проведения проверки СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» осуществлял прием обращений по данной тематике от населения и организаций Санкт-Петербурга через Центр обработки вызовов 004, Службу экстренных вызовов 112 и форму обратной связи на официальном сайте в период подготовки и проведения Комплексной проверки.

Работа с организациями по подготовке к проверке свелась не только к формальному уведомлению ответственных лиц организаций, заключивших с СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» соглашение о взаимодействии для поддержания в готовности технических средств оповещения (ТСО), имеющихся в данных организациях, но и выяснение и устранение причин аварийной сигнализации с комплексов ТСО, размещенных в организациях. Большое значение при этом имели мероприятия по осуществлению дистанционного мониторинга технического состояния ТСО специалистами пункта управления РАСЦО СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр». В рамках подготовки было выявлено ряд объектов с аварийной сигнализацией. В ходе подготовки подавляющая часть объектов устранили аварии на комплексах ТСО или официально уведомили о причинах невозможности участия комплексов ТСО в проверке 3 марта 2021 года. Проведенная работа позволила существенно повысить готовность средств оповещения населения к комплексной проверке.

Уже сейчас можно подвести предварительные результаты проведения Комплексной проверки в Санкт-Петербурге:

Задействование системы оповещения населения Санкт-Петербурга и всех комплексов ТСО осуществлено в штатном режиме в соответствии с утверждённым планом. Дежурные смены пункта управления РАСЦО и организаций, привлекаемых к оповещению, действовали в соответствии с имеющимися инструкциями, показали высокий профессиональный уровень. Цели проведения Комплексной проверки достигнуты в полном объёме.
В ходе проведения Комплексной проверки были задействованы:


  • Оборудование подсистемы оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций — 7 радиовещательных станций, 3 аналоговых и 10 цифровых телевизионных каналов (1 мультиплекс).
  • Сети операторов связи проводного радиовещания — 17 операторов связи, более 0,8 млн. абонентских точек.
  • Специальные комплексы ТСО и элементов КСЭОН (электромеханические сирены типа С-40, комплексы типа СГС-22М (Е) (П-166ВАУ) — более 1200 комплексов.
  • Системы оповещения объектов организаций, сопряженных с РАСЦО по цифровым каналам — более 400 систем.
  • Устройства информирования и оповещения АПК БГ в местах массового пребывания людей, уличные громкоговорители на базе сети проводного радиовещания филиала ФГУП РСВО — Санкт-Петербург — более 1350 штук.
  • Государственная информационная система Санкт-Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений
  • Санкт-Петербурга» (далее — ГИС ЕСИР) — 1995 сайтов.
Особенности при проведении Комплексной проверки в 2021 году.
Особенности при проведении Комплексной проверки в 2021 году.
Впервые, в рамках проведения Комплексной проверки готовности РАСЦО по заявке старшего оперативного дежурного Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербурга специалистами регионального филиала ФГУП РТРС было осуществлено замещение 10 телевизионных каналов 1-го мультиплекса цифрового телевидения и передача по ним проверочных сигналов и информации. Мероприятия проводилось во взаимодействии с коллегами из Ленинградской области одновременно на территории Санкт-Петербурга и области в соответствии с техническими особенностями и топологией сети РТРС.

В рамках РАСЦО в полном объёме были задействованы более 350 комплексов ТСО РАСЦО, созданных в 2020 году на территории 10 районов Санкт-Петербурга для замены выводимых из эксплуатации уличных громкоговорителей сети проводного радиовещания, которые уже морально и физически устарели. В ходе проверки впервые были включены более 140 новых введённых в эксплуатацию комплексов ТСО РАСЦО, созданных на объектах капитального строительства на территории Санкт-Петербурга по техническим условиям, выданным СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр». Новые комплексы представляют собой современные специализированные комплексы оповещения типа СГС-22М (Е) (П-166ВАУ), размещённые в районах объектов капитального строительства жилого назначения, на других объектах с массовым пребыванием людей.

Все новые созданные комплексы управляются по цифровым каналам и задействуются в составе РАСЦО в автоматизированном режиме. Технические характеристики комплексов позволяют осуществлять дистанционный (из пункта управления РАСЦО) мониторинг их технического состояния, результатов включения и отключения. Комплексы ТСО могут функционировать несколько часов в условиях отсутствия стационарного электропитания.

Интерес представляет задействование в ходе Комплексной проверки государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга» для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (более 1995 сайтов ИОГВ и подведомственных организаций, более 100 000 посетителей в день). При этом пользователям указанных сайтов публиковалась бегущая строка с передаваемым сообщением, его полный текст и предоставлена возможность прослушать аудиофайл этого сообщения.

После обобщения всех результатов проведения Комплексной проверки назначенной комиссией будет составлен соответствующий Акт, который будет представлен на утверждение Губернатору Санкт-Петербурга в установленном порядке. В Акте будет дана оценка готовности РАСЦО, выработаны предложения для её совершенствования в ближайшей перспективе.

По предварительной информации можно сказать, что коэффициент технической готовности задействованных при проведении Комплексной проверки технических средств оповещения РАСЦО составил не менее 98%.