Меню
Елпатьевский Дмитрий Геральдович
Автор:
МСО
обслуживание
приказ МЧС
нормативная документация
Изменения в Положении об обслуживании систем оповещения населения
Анализ основных требований, вступившего в силу с 01 января 2021 года Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
РАСЦО
ЭТО
26 мин
Основные причины внесения изменений в Положение о по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
Основные причины внесения изменений в Положение о по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
С 1 января 2021 года вступил в силу совместный приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

До вступления в силу указанного выше приказа действовало Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (Положение), утверждённое совместным приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 07.12.2005 № 877/138/597.
Изменения в составе федеральных органов исполнительной власти, утверждающих указанное Положение, вызваны произведёнными, в соответствии с Указом Президента Р Ф от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», изменениями в структуре и полномочиях органов исполнительной власти РФ, а именно, преобразованием Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ в Министерство культуры РФ и преобразованием Министерства информационных технологий и связи РФ в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных). Указом Президента Р Ф от 15.05.2018 № 215 Министерство связи и массовых коммуникаций РФ переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Издание нового Положения продиктовано изменениями в структуре и порядке организации управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванными происходящими изменениями в социально-экономическом развитии государства, вследствие чего внесены изменения в структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также необходимостью систематизации и структурирования требований Положения, для более четкого определения порядка организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Если быть до конца объективным, то утратившее с 1 января 2021 года силу Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения потеряло свою актуальность ещё в 2006 году, после издания совместного приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», т.к. явно противоречило последнему.
Полномочия по организации эксплуатационно-технического обслуживания
Полномочия по организации эксплуатационно-технического обслуживания
Предыдущей редакцией Положения полномочия по организации проведения эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения были возложены только на органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно:
  • общее руководство эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения;
  • организация эксплуатационно-технического обслуживания, контроль состояния и поддержания технических средств оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению;
  • списание и утилизация технических средств оповещения;
  • организация и проведение подготовки специалистов по техническому обслуживанию технических средств оповещения;
  • выдача разрешения на выключение действующих технических средств оповещения для проведения планового ТО-1 (ТО-2);
  • планирование эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения;
  • согласование порядка восстановления неработоспособных технических средств оповещения;
  • разработка плана проведения комплексной технической проверки готовности систем оповещения;
  • утверждение акта, оформленного по результатам проведения комплексной технической проверки готовности систем оповещения.

Органы местного самоуправления и организации в утратившем силу Положении не фигурировали вовсе, что противоречило требованиям действующего Положения о системах оповещения населения.
Основные изменения в Положении
Основные изменения в Положении
Вступившее в силу Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения регионального, муниципального и объектового уровней функционирования РСЧС и разработано для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации по выполнению мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

Структура Положения несколько изменена, регулятор более системно подошёл к формированию документа, и теперь им пользоваться стало явно легче. Положение состоит из четырёх разделов. Содержание пятого раздела «Виды и порядок проведения технических проверок готовности территориальных систем оповещения» вошло в четвёртый раздел вновь принятого Положения о системах оповещения населения, что по характеру выполняемых работ более логично.
По количеству приложений вновь принятое Положение не отличается от предыдущего, их также семь, но один из документов, форма которого определяется приложением, упразднён. Более подробно об этом мы поговорим ниже.
Термины и определения вводимые Положением
Термины и определения вводимые Положением
Определение комплекса мероприятий эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (ЭТО) принципиальных изменений не претерпело, стало лишь более лаконичным, а именно, ЭТО включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.

Наряду с этим, Положением впервые даётся разъяснение понятий технические средства оповещения (ТСО) и оконечные средства оповещения населения, тем самым чётко определены две группы оборудования, используемого в составе систем оповещения населения.
ТСО осуществляют приём, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
Задачи эксплуатационно-технического обслуживания
Задачи эксплуатационно-технического обслуживания
Впервые Положением определены задачи ЭТО, а именно:
  • предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных эксплуатационно-технической документацией (ЭТД);
  • устранение неисправностей путём проведения текущего ремонта ТСО;
  • доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
  • анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
  • продление сроков службы ТСО.

Исходя из вышеизложенного, можно наблюдать некую юридическую коллизию. Даже если оборудование разделено на две группы, обслуживанию подлежит оборудование обеих групп в составе системы оповещения населения. Однако, в определении комплекса мероприятий и задачах ЭТО речь идет только о ТСО, что в данном случае не совсем верно. Но оконечные средства оповещения населения без обслуживания оставлять нельзя, и мы все прекрасно это понимаем.
Обязанность по организации ЭТО и лица, допущенные к эксплуатационно-техническому обслуживанию
Обязанность по организации ЭТО и лица, допущенные к эксплуатационно-техническому обслуживанию
Обязанность по организации ЭТО систем оповещения населения, вступившим в силу Положением, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, создающие системы оповещения населения на соответствующем уровне функционирования РСЧС.

Существовавшая до 1 января 2021 года норма по осуществлению ЭТО технических средств оповещения организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими, теле- и (или) радиовещание, утратила силу. В соответствии с требованиями вступившего в силу Положения, ЭТО систем оповещения населения осуществляется подведомственными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями) соответственно на региональном и муниципальном уровнях функционирования РСЧС, на объектовом уровне — организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.

Указанная выше норма значительно расширяет права субъектов, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, при определении поставщика услуг по ЭТО, вплоть до самостоятельного проведения данных работ при наличии специалистов имеющих образование в области профессиональной деятельности «Связь, информационные и коммуникационные технологии», соответствующую группу по электробезопасности и допуск к работам на высоте вне помещений (при необходимости), что также регламентировано новым Положением.

Хотелось бы заострить внимание на том, что впервые Положением определены, указанные выше, требования к специалистам выполняющим работы по ЭТО, что призвано повысить качество проведения работ и соответственно надёжность систем оповещения в целом.
Порядок хранения ЗИП и сроки эксплуатации систем оповещения
Порядок хранения ЗИП и сроки эксплуатации систем оповещения
ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности к ним передаются организациям, осуществляющим ЭТО по договорам, а не по актам, как это было определено утратившим силу Положением, что в значительной степени повышает меру ответственности организаций, осуществляющих ЭТО за сохранность и состояние переданных материальных средств. Указанными договорами определяется порядок хранения планирующих документов по ЭТО, о которых мы поговорим ниже.

Вступившим в силу Положением определён порядок продления эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, которое осуществляется ежегодно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, создающими системы оповещения населения, с участием представителей территориального органа МЧС России и организации, осуществляющей ЭТО, что ранее регламентировано не было.

Впервые Положением определены критерии вывода из эксплуатации ТСО, а именно, у которых в совокупности:
  • выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
  • производителями завершено серийное производство, в том числе запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП), и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;
  • эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
Актуальность требований, предъявляемых к серийному выпуску оборудования
Актуальность требований, предъявляемых к серийному выпуску оборудования
В нынешних условиях, при отсутствии утверждённого технического регламента по созданию систем оповещения населения, особого внимания заслуживает второй пункт указанных выше критериев.

На сегодняшний день, на рынке в рассматриваемой области деятельности, существует множество мелких организаций, которые пытаются конкурировать с крупными производителями технических средств оповещения населения, создавая последние штучно, малыми партиями, под конкретные проекты создания систем оповещения, что не соответствует понятию серийное производство. Субъекты, создающие системы оповещения населения, заказав проектирование, монтаж и пуско-наладочные работы у таких организаций, попадают в зависимость от положения дел и экономического состояния последних, что в свою очередь напрямую влияет на исполнение принадлежащих полномочий и решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


  • Примеры ликвидации подобных организаций уже есть, и заказчик создания системы оповещения попадает в весьма неудобное положение. Заказав и оплатив работы, по сути остаётся «у разбитого корыта» с дилеммой, пытаться поддерживать работоспособность системы, созданной на оборудовании несуществующего производителя, или создавать новую с соответствующим привлечением дополнительных финансовых средств.
Планирование и оценка эксплуатационно-технического обслуживания
Планирование и оценка эксплуатационно-технического обслуживания
В соответствии со вступившим в силу Положением, ЭТО систем оповещения населения планируется организацией, осуществляющей ЭТО, что совершенно логично и правильно, но необходимо иметь ввиду, что новым Положением, помимо мероприятий по планированию ЭТО и проведению технического обслуживания и текущего ремонта ТСО к мероприятиям ЭТО отнесена оценка технического состояния систем оповещения населения, порядку проведения которой полностью посвящён раздел IV Положения. Порядок проведения оценки кардинально изменился по срокам ее проведения и по субъектам, проводящим оценку.

С 1 января 2021 года, оценку технического состояния систем оповещения населения осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации на соответствующем уровне функционирования РСЧС два раза в год в первую среду марта и октября, в рамках комплексных проверок готовности систем оповещения населения, порядок проведения которых определён вступившим силу с 1 января 2021 года Положением о системах оповещения населения, утверждённым совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что разрабатываемые План-график технического обслуживания ТСО и План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО, являющиеся планирующими документами по ЭТО, рекомендуемые образцы которых представлены приложениями № 2 и № 3 к Положению, должны быть согласованы с органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, организацией, в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования РСЧС, что и регламентировано вступившим в силу Положением.


  • Планирующие документы по ЭТО, в соответствии с Положением, должны храниться в течении трех лет. Порядок хранения указанных документов определяется договором передачи ТСО, запасных частей, инструмента и принадлежностей организациям, осуществляющим ЭТО.
Категории и результаты оценки технического состояния систем оповещения населения
Категории и результаты оценки технического состояния систем оповещения населения
Положением определены две категории оценки технического состояния систем оповещения населения «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а также вопросы оценки технического состояния систем оповещения (их три), которые по сравнению с предыдущей редакцией стали носить более предметный характер:
наличие, комплектность и работоспособность ТСО;
организация и качество выполнения ЭТО;
наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП.

Каждый вопрос оценки раскрывается по подлежащим проверке элементам, что значительно упрощает деятельность эксплуатирующих системы оповещения субъектов.

До начала проведения оценки технического состояния систем оповещения населения организация, осуществляющая ЭТО, представляет справку о наличии и состоянии ТСО за подписью руководителя, рекомендованный образец которой представлен приложением № 6 к Положению.

По результатам оценки оформляется акт, рекомендуемый образец которого приведён в приложении № 7 к Положению, форма которого, утратившим силу Положением, определена не была.
Виды технического обслуживания
Виды технического обслуживания
Как и было ранее, для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания:

  • ежедневное техническое обслуживание;
  • техническое обслуживание № 1;
  • техническое обслуживание № 2.
Допуск и документальное оформление лиц, обслуживающих системы оповещения населения
Допуск и документальное оформление лиц, обслуживающих системы оповещения населения
В соответствии со вступившим в силу Положением для выполнения работ по ЭТО, руководители организаций, осуществляющих указанные работы, назначают специалистов из числа своих сотрудников и допускают последних к проведению работ, а также закрепляют за ними соответствующие ТСО.

Считаю целесообразным, заказчикам проведения работ по ЭТО запрашивать распорядительные документы по назначению сотрудников и закреплению ТСО и иметь их при себе, как основание проведения работ конкретными исполнителями, дабы избежать в дальнейшем недоразумений при выявлении неисправностей в работе ТСО.

В обязанности лица, за которым закреплено ТСО, вменены обеспечение сохранности, своевременное и правильное ведение формуляра (паспорта) ТСО. Указанная норма однозначно определена вступившим в силу Положением, что нельзя сказать о предыдущей редакции Положения, в соответствии с которым эти функции выполняет специалист, ответственный за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и текущего ремонта ТСО, что не даёт возможности однозначно определить к кому относится исполнение указанной функции.
Оформление паспорта при проведении ЭТО
Оформление паспорта при проведении ЭТО
Что касается самого формуляра (паспорта) ТСО, то возвращаясь к изложенному выше, мелкие организации, штучно изготовляющие ТСО, зачастую в состав ЭТД указанный документ не включают, и заказчику приходится его заводить самостоятельно. На этот случай и в случае утраты или порчи формуляра (паспорта) ТСО Положением определён рекомендованный образец документа, представленный в приложении № 5, чего в предыдущей редакцией Положения регламентировано не было.

В формуляре (паспорте) ТСО ведутся записи о поступлении, ходе эксплуатации и выбытии оборудования.
Критерии полноты и завершения выполнения ЭТО
Критерии полноты и завершения выполнения ЭТО
Впервые Положением чётко определены условия, при выполнении которых ЭТО считается завершённым, а именно:
  • на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД;
  • устранены все выявленные неисправности;
  • внесены соответствующие записи в книгу учёта ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).

Результаты проведения ТО-2 оформляются актом, рекомендованный образец которого приведён в приложении № 4 к Положению.
Критерии полноты и завершения выполнения ЭТО
Критерии полноты и завершения выполнения ЭТО
Вступившим в силу Положением, организациям, осуществляющим ЭТО, предписано заблаговременно направлять в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, в ведении или собственности которых находится система оповещения населения, заявки на восполнение ЗИП, что предыдущей редакцией Положения не регламентировалось. Положением определено также, что в состав ЗИП включаются восстановленные в результате ремонта функциональные блоки, узлы и элементы, отремонтированные ТСО, являющиеся резервными для замены ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения.
Порядок ввода/вывода в эксплуатацию ТСО
Порядок ввода/вывода в эксплуатацию ТСО
Введённые в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учёта ТСО, рекомендуемый образец которой представлен приложением № 1.

Чётко регламентированный Положением порядок вывода и ввода в эксплуатацию ТСО, даёт возможность осуществлять контроль действий организации, проводящей техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО, и устранить факты демонтажа оборудования без замены, что, к сожалению, имеет место сегодня.
Виды проверок систем оповещения населения
Виды проверок систем оповещения населения
Вступившим в силу Положением упразднён план подготовки и проведения комплексной технической проверки готовности территориальной системы оповещения, т. к. данного вида проверки теперь не существует, а введены понятия:

  • комплексная проверка готовности систем оповещения населения к выполнению задач по предназначению, проводимая два раза в год в первую среду марта и октября, в дневное время в отношении систем оповещения регионального и муниципального уровней и не реже одного раза в год в отношении локальных систем оповещения. Осуществляется комиссией в составе постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней. (Введена Положением о системах оповещения населения.);
  • техническая проверка готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов), проводимая не реже одного раза в сутки после проведения ежедневного технического обслуживания силами дежурно-диспетчерских служб путём передачи проверочного сигнала и речевого сообщения «Техническая проверка» (введена Положением о системах оповещения населения). При этом, работоспособность оконечных средств оповещения проверяется путём их удалённого мониторинга;
  • оценка технического состояния систем оповещения населения, проводимая в рамках комплексных проверок готовности систем оповещения населения. Осуществляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления и организацией на соответствующем уровне функционирования РСЧС (введена Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения).
Выводы и перспективы применения Положения
Выводы и перспективы применения Положения
Подводя черту, можно сказать, что вступившее в силу Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения значительно систематизировало содержание и порядок проведения ЭТО в существующих условиях общественно-экономического развития страны. Нашей общей задачей является приведение документов по ЭТО и порядка его проведения в соответствие предъявляемым требованиям, что значительно повысит надёжностью систем оповещения населения в целом и обеспечит гарантированное доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.